03 декабря 2021 06:30

Поход на север

Фильм «Золотой компас» стал очередной попыткой создать фэнтези-сагу

Фильм «Золотой компас» стал очередной попыткой создать фэнтези-сагу. Трилогию Пулмана «Тёмные начала», до которой добрались умелые руки киношников, трудно считать детской сказкой. Все гораздо серьёзнее и с претензией на философию.
Фильм «Золотой компас» стал очередной попыткой создать фэнтези-сагу

Мода на киносказку с обязательной магией, установленная «Властелином Колец» Питера Джексона, продолженная «Хрониками Нарнии» и закреплённая крупным успехом ещё не завершённой эпопеи о Гарри Поттере, похоже, ещё долго не пройдёт.

Доказательство тому – вышедший на экраны фильм «Тёмные начала. Золотой компас». Он снят по трилогии писателя Филиппа Пулмана, повествующей о противоборстве добра в лице девочки-подростка (никуда от этого штампа не денешься, фэнтези – литература для тинейджеров) и измыслившей новый, магический тоталитаризм религиозной организации.

Трилогию Пулмана «Тёмные начала», до которой добрались умелые руки киношников, трудно считать детской сказкой. Все гораздо серьёзнее и с претензией на философию.

Книги Пулмана – развлекательное чтиво, но для тех, кто хочет немного пощекотать свой мозг размышлениями об отношениях светской и церковной власти, о теологии, социологии и природе власти вообще.

В мире, параллельном нашему, где живёт главная героиня фильма Лира Белаква, у каждого человека есть собственный деймон – кусочек души, воплощённый в неком животном. У взрослых это альтер эго – всегда какой-то конкретный тотемический зверь: леопард, или волк, или, на худой конец, мартышка. А вот детские деймоны так же переменчивы и непостоянны, как и настроение ребёнка.

Суть тамошнего мироздания такова, что если от человека отрезать его зверодуши, то он становится безвольным и управляемым биороботом.

Именно такой спиритуально-вивесекторский эксперимент над детскими душами затеял всемогущий Магистериум. Он, как император Палпатин из «Звёздных войн», нуждается не в умных, а в верных. Император выращивал боевых клонов, не знающих страха и сомнений, а Магистериум – подданных нового типа, которые будут жить точно по писаному и не мучиться лишними вопросами.

Роджер, лучший друг Лиры, попадает в жернова жрецов Магистериума. Отчаянная девочка, почти как Герда за Каем, устремляется на его поиски – на север, в царство вечных льдов и разумных белых и очень пушистых медведей.

Действо «Тёмного начала» происходит в одной из разновидностей выдуманных писателями миров, которую обычно называют «стимпанк». В ней с той или иной долей гармоничности уживаются и волшебство, и паровозы, и огнестрельное оружие. Так что любителям фэнтези в этот раз предлагают ещё капельку новизны: не Средневековье «Властелина колец» и не альтернативная реальность «Гарри Поттера». В небесах парят не драконы, а дирижабли, по земле бегают говорящие бронемишки и солдаты с винтовками Маузера.

Магия же заключена не только в простых, как древность, артефактах, но и в сложных приборах в духе Жюля Верна. Так, в руки Лире попадает не магическое кольцо либо посох, а именно прибор – алетиометр, способный ответить на любой её вопрос.

На выходе зритель получил зрелищную (компьютер и ещё раз компьютер!), но сыроватую картину. Даже то, что в фильме немало звёзд первой величины – сумасшедшего ученого – лорда Азриэля сыграл новый Бонд Дэниел Крейг, красавицу ведьму Серафиму Пеккаллу – новая звезда европейского кино Эва Грин, Николь Кидман досталась роль бывшей жены Азриэля злодейки Марисы Коултер, – не делает его многим лучше. Остается ощущение, что со сценарием что-то не в порядке, в сюжете как будто мышами проедены многочисленные дыры, в самом действии заметны провисания и затянутости.

Впрочем, у этого фильма действительно была трудная судьба. Права на экранизацию трилогии Пулмана New Line Cinema купила сразу после грандиозного успеха «Властелина колец» ещё в 2002 году. За сценарий усадили знаменитого, а по мнению театралов, великого английского драматурга Тома Стоппарда. Но в 2004 году в качестве режиссёра был утверждён американец Крис Уайтц. Сценарий современного классика он не оценил и отправил в корзину. После чего начал адаптировать книгу самолично. Спустя несколько месяцев режиссёр отказался от съемок, сославшись на технические сложности проекта, и в августе 2005-го на его место был приглашён Ананд Такер. В конечном счете ушёл и он – из-за творческих разногласий со студией, и в режиссёрском кресле снова воцарился Уайтц.

Само собой такая чехарда на пользу ленте не пошла. И существуют сомнения, что зритель увидит её продолжение, которое может всё-таки стать лучше первенца. Чудо случится, только если первая серия – «Золотой компас» – отобьёт бюджет в $150 млн и принесёт столько же прибыли.

А в это время на фильм ополчилась католическая церковь, утверждающая, что в нём есть богоборческие мыслишки и идеи. Ватикан уже призвал бойкотировать эту картину, опасаясь, что дети, посмотрев её, потеряют веру в Бога. Сюжет книг Пулмана действительно может показаться антирелигиозным. Однако сам писатель неоднократно подчеркивал, что основная мысль трилогии в том, что именно человек является главным источником добра и зла. А режиссёр Крис Уайтц пошёл и того дальше, заменив церковь из книги Магистериумом. И этим он вызвал лишь недовольство поклонников трилогии, которые считают, что фильм получился не только глупее книги, но ещё и на порядок мрачнее оригинала.

Яна Дылдина


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31