30 ноября 2021 00:37

Заказчику проще в Корее

Наталья Сорокина, аналитик «ЦентрИнвест Груп»: «Пока получается, что государство пытается надавить на конечного потребителя – судовладельца, чтобы произошло переориентирование с судов иностранного производства на российские»
Наталья Сорокина, аналитик «ЦентрИнвест Груп»
Ситуация в отрасли судостроения, на мой взгляд, не совсем однозначна. Непонятно, какие перспективы имеются у российского судостроения. Пока получается, что государство пытается надавить на конечного потребителя – судовладельца, чтобы произошло переориентирование с судов иностранного производства на российские.

Между тем Россия пока не вышла на серьёзные объемы строительства судов. Если сравнивать с авиационной отраслью, темпы развития судостроения гораздо ниже. Одна из причин этого в том, что в российском судостроении очень не развита система финансирования. Банки не привыкли работать с данным видом транспорта. Поэтому в настоящее время судовладельцу проще пойти в Корею, к примеру, где уже существуют отработанные схемы взаимодействия между судовладельцами и судостроителями. Данные схемы могут включать кредитование банков под залог строящегося судна, защиту от рисков – они просчитаны и заложены в сумму сделки. Таким образом, взаимодействие сторон проходит по отработанной схеме, без неудобств, обычно сопутствующих большой покупке. И это важно для покупателя-судовладельца.

На 2008 – 2010 годы в федеральном бюджете предусмотрены средства на увеличение уставного капитала Объединённой судостроительной корпорации в размере 8,3 млрд руб. Эти средства планируется использовать для развития лизинга в судостроении. Конечно, лизинговые инструменты являются стимулом для увеличения производства.

Но крупные морские перевозчики в России суда почти не строят, объёмы российского судостроения очень мелкие. Поэтому за такой период отрасль не возродить. Конкурс, отменённый Минпромэнерго, в рамках которого ведомство предполагало определить российские лизинговые компании, которые смогут предоставить лучший проект в области гражданского судостроения, мог бы быть эффективным инструментом обновления парка судов. А увеличение уставного капитала ОСК можно воспринять лишь как экстренную меру для того, чтобы у судовладельцев была возможность обновить парк судов. Но для того, чтобы судовладельцы стали строить суда только в России, на мой взгляд, нужно прежде всего совершенствовать законодательную базу и экономические стимулы. Ведь на призыв государства строить суда только в своей стране бизнес задаётся вопросом: а почему мы должны строить в России, а не в Корее, где дёшево, качественно и слаженно?

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31