03 декабря 2021 04:14

Не туда вливаем

Нужны альтернативные проекты

Нужны альтернативные проекты

Николай Табачков, аудитор Счётной палаты РФ
С 1 января 2008 года Стабилизационный фонд реорганизуется в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Одна часть бывшего Стабфонда станет резервом государства на случай падения цен на углеводородное сырье, а другая будет аккумулироваться в Фонде национального благосостояния и выполнять другую важную функцию – накопления средств для улучшения национального благосостояния страны.

По нашему мнению, вопрос размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния будет являться в ближайшем будущем наиболее значимым. Если при создании Стабфонда главной задачей было создание «подушки безопасности» для экономики государства, то с появлением дополнительных ресурсов, аккумулируемых в Фонде национального благосостояния, встает вопрос о грамотном управлении этими средствами и их эффективном использовании по приоритетным направлениям.

В связи с этим актуально обеспечить реальную прозрачную схему их использования и контроль, начиная с предварительного контроля на стадии проектов, текущий и последующий контроль.

Таким образом, для эффективного управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния необходимо глубоко проработать цели и последствия их реализации с принятием решения об этом на законодательном уровне.

Прежде всего нам следует извлечь уроки из опыта работы Инвестиционного фонда, средства которого по состоянию на 1 октября 2007 года не использовались, в основном по причине отсутствия экономически обоснованных эффективных инвестиционных проектов.

В ноябре – декабре этого года правительство планирует перечислить из средств Стабилизационного фонда 180 млрд руб. в качестве имущественного взноса в основной капитал государственной корпорации «Банк развития внешнеэкономической деятельности», 30 млрд – в государственную корпорацию «Российская корпорация нанотехнологий» и 90 млрд руб. – на формирование Инвестиционного фонда Российской Федерации. Всего будет перечислено 300 млрд руб.

По нашему мнению, эти финансовые вливания скорее решают проблему ликвидности банковского сектора в конце 2007 года, чем обеспечивают эффективные и долгосрочные инвестиции.

По нашей оценке, при прочих равных условиях проникновение каждых 10 млрд руб. средств Стабфонда на денежный рынок в среднесрочной перспективе может привести к повышению цен на 0,15%.

Целесообразно рассматривать альтернативные варианты вложений в экономику России средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, с тем чтобы учесть инфляционные последствия от их вложений и размер средств, которые целесообразно разместить в высоколиквидные зарубежные активы.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31