27 октября 2021 06:44

Остался только один

ОАО «РЖД» – единственный претендент на концессию железных дорог Армении

ОАО «РЖД» – единственный претендент на концессию железных дорог Армении

Индийская компания Rail India Technical and Economic Services (RITES) отказалась от дальнейшей борьбы за Армянские железные дороги.

Как заявил в Ереване министр транспорта и связи Армении Андраник Манукян, фирма RITES, дочерняя компания индийской железнодорожной компании Rail India, по собственному желанию выбыла из последнего этапа международного тендера на право концессионного управления сетью железных дорог Армении. Таким образом, теперь единственным участником конкурса осталось ОАО «РЖД». Также министр подтвердил, что конкурс продолжается и его итоги будут объявлены в январе 2008 года.

В советское время грузопоток Армянской железной дороги (АЖД) составлял около 25 млн тонн в год. Но после распада Советского Союза в 1991 году у Армении сложились очень непростые отношения со своими соседями – АЖД превратилась в изолированную дорогу, и объем работы на ней сильно сократился. В 2006 году АЖД перевезла 2,7 млн тонн грузов и около 700 тыс. пассажиров. Сейчас у АЖД работает лишь один пограничный переход – с Грузией. Через него в направлении черноморских портов Грузии, а затем в Россию и на Украину проходит 80% грузопотока Армянских железных дорог. Тем не менее в 2006 году чистая прибыль составила $1,2 млн (30 млн руб.)

АЖД владеет примерно тремя тысячами грузовых вагонов, 50 пассажирскими, 55 локомотивами и 30 секциями электропоездов. На конец 2006 года стоимость активов АЖД оценивалась в 925 млн руб. Сетью железных дорог Армении управляет государственная компания ЗАО «Армянские железные дороги» с численностью сотрудников 4,2 тыс. человек.

Правительство Армении объявило конкурс на выбор будущего концессионера АЖД в сентябре. Срок концессионного управления составит 30 лет с правом пролонгации еще на 20 лет, ежегодные выплаты правительству Армении – 2% выручки от перевозки по АЖД грузов, также концессионер должен внести задаток в $10 млн (250 млн руб.) Приглашения были направлены железнодорожным компаниям 40 стран. Но, как писал «Гудок», предварительный отбор прошли лишь две из них – RITES и ОАО «РЖД».

Эксперт Инжиниринговой компании «2К» Борис Закс считает, что передать дорогу в концессию правительство Армении вынудил хронический дефицит инвестиций в железнодорожную инфраструктуру. Так, в Армянские железные дороги сейчас вкладывается 25 – 50 млн руб. в год, в то время как специалисты Всемирного банка считают достаточным размер инвестиций в 4,25 – 4,5 млрд руб. ежегодно.

Аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын находит отказ RITES от дальнейшей борьбы естественным. «Оправдать такие инвестиции в АЖД можно только при значительном росте грузопотока, – говорит он. – Добиться этого можно, только превратив железнодорожные магистрали Армении в транзитную дорогу. Сделать это RITES вряд ли сможет самостоятельно, без помощи других».

Павел Арабов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31