27 октября 2021 23:07

Разумный вариант

Поддержка отечественного авиастроения – вопрос стратегический

Поддержка отечественного авиастроения – вопрос стратегический

Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт»
– Олег Константинович, сохранит ли российская авиапромышленность способность производить дальнемагистральные воздушные суда собственной разработки?
– Есть два прогноза развития событий: наиболее вероятный и наиболее рациональный.
Наиболее вероятный вариант – это грядущее сокращение ввозных пошлин на дальнемагистральные широкофюзеляжные самолёты вместимостью примерно в 300 кресел. Соответственно «Аэрофлот» беспрепятственно получит партию Boeing 787, и это поставит крест на будущем пассажирских версий четырехмоторных Ил-96. Далее некоторое время еще будут продолжаться производство и поставки Ил-96 для зарубежных эксплуатантов, а также в грузовой версии. Но лет через пять будет принято решение, что российским авиастроителям в этом сегменте с Boeing и Airbus тягаться не придётся, мы сгодимся в лучшем случае лишь как поставщики отдельных комплектующих.

– Почему вы считаете этот вариант наиболее вероятным?
– А он соответствует событиям, происходящим сейчас. Ничто не говорит о том, что правительство заинтересовано в сохранении этого сегмента. Вероятность отмены заградительных пошлин на ввоз дальнемагистральных широкофюзеляжных воздушных судов нового поколения не старше трёх лет можно оценивать не только как весьма высокую, а как практически уже решённый вопрос. Возможно, сохранятся некие высокие, вплоть до заградительных, пошлины на самолёты в возрасте 7 – 10 лет, что вполне логично. В чём главная проблема? Прекращение производства самолётов типа Ил 96-300 и 400 – не самая большая беда. Беда в том, что за этими машинами уже ничего не последует.

– Каков же наиболее разумный вариант?
– Разумный вариант – при всё той же отмене заградительных пошлин поддержать производителя путём заказов некоторой ограниченной партии самолётов, например в интересах военного ведомства. В первую очередь это самолёты-заправщики Ил-78 и платформа для нового поколения самолётов, оснащённых средствами радиолокационного обнаружения и дозора. Такие заказы позволили бы сохранить производственные линии. Также нужно начинать более активное изучение вопроса возможности создания двухдвигательной версии, которая во многом была бы по технологиям унифицирована с Ту-204СМ. На рынок она бы вышла самое позднее в 2014 году.

– При таком развитии событий, когда следовало бы ожидать появления отечественного дальнемагистрального самолёта нового поколения?
– Годам к 2020 – 2025-му. Дело в том, что создать новый дальнемагистральный самолёт можно будет только с использованием технологического задела, который мы получим при работе над среднемагистральным МС-21. К тому же нельзя распылять средства по всем направлениям. Чтобы поддержать авиапром сразу по всем направлениям, не хватает ресурсов. Не столько финансовых, сколько людских и технологических. Получение гарантированных и твёрдых государственных контрактов может решить вопрос загрузки предприятий по существующему профилю. После выполнения работ в интересах военного ведомства по госзаказу, возможно, имело бы смысл задуматься о создании промежуточного, переходного продукта.

– А смогут ли вообще авиастроители удовлетворить существующий спрос отечественных авиакомпаний на дальнемагистральные самолёты, коль скоро запланировано строить всего по три самолёта типа Ил-96 в год?
– Даже при очень серьёзном напряжении сил и, пожалуй, при сворачивании других программ постройка шести Ил-96 в год для Воронежского акционерного самолётостроительного объединения уже можно считать хорошими темпами. 12 машин в год – вообще предельные возможности предприятия на ближайшие годы, да и то после проведения довольно серьёзных работ по модернизации станочного парка. С другой стороны, существующие заказы на эти машины предприятие может и должно выполнить в установленные сроки.
Количество потенциальных заказов, определяемых потребностями рынка, достаточно высоко, уже сейчас авиапром признаёт, что проблема в собственных возможностях произвести нужное количество машин. Возможности ограничены тем, что необходимо провести технологическое перевооружение и подготовить специалистов. Это огромная организационная работа, требующая к тому же финансирования. Однако категорически нельзя утверждать, что наши самолёты никому не нужны. Другое дело, что с новейшими самолётами, такими как Boeing 787, которые начнут поступать к нашим авиакомпаниям в 2012 – 2014 годах, Ил-96 конкурировать не сможет.


Справка «Гудка»

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31