26 июля 2021 08:57

Не упустить шанс

Борис Рыбак, генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост»:
– Недавно в Красноярске прошло заседание президиума Госсовета по развитию транспортной инфраструктуры. Участники заседания во главе с президентом России обсудили вопросы модернизации транспортной системы страны и повышения её конкурентоспособности. Передовая транспортная инфраструктура, признали на заседании, имеет стратегическое значение для экономического роста России, и поэтому работникам отрасли предстоит повысить конкурентоспособность российской транспортной системы.

Внимание руководства страны и общая благоприятная экономическая ситуация дают сегодня реальный шанс добиться лидерства по крайней мере в одном из секторов мировой гражданской авиации, где применяются дальнемагистральные воздушные суда. Речь идет о грузовой авиации. Сегодня Россия обладает всеми возможностями как производить высококонкурентные грузовые самолеты, так и весьма эффективно их эксплуатировать. В первую очередь это касается тяжёлых дальнемагистральных грузовых воздушных судов Ан-124 «Руслан» и Ил-76, составляющих основу крупнейших российских грузовых авиакомпаний.

Как заявил на заседании Госсовета руководитель ведущей российской грузовой группы компаний «Волга-Днепр» Алексей Исайкин, для достижения пятого места в мире по объёму ВВП к 2020 году Россия должна занять к заявленному сроку третье или четвёртое место в мире по уровню развития транспортной инфраструктуры, включая грузовые авиаперевозки. Для этого необходимо, в частности, развивать аэропортовую инфраструктуру, формировать хабы для обработки масштабных грузопотоков, проводить либерализацию таможенного режима для транспортировки больших объёмов грузов и создавать конкурентоспособный самолётный парк.

Впервые на самом высоком уровне получила поддержку идея восстановления производства Ан-124 «Руслан», которая вызывала горячие дискуссии на протяжении последних двух лет. На сегодняшний день Россия является лидером на международном рынке чартерных грузовых перевозок рамповыми самолётами, в частности, транспортировки нестандартных и крупногабаритных грузов. Это лидерство базируется на использовании уникального самолёта Ан-124 «Руслан». В то же время многие считают, что восстановление производства этого самолета, которое потребует существенных затрат (по разным оценкам от $400 млн до $1 млрд ) может не окупиться. Математически точного ответа на этот вопрос нет. Рынок перевозок на «Русланах» в последние лет десять растёт очень быстро – быстрее роста мировой грузовой авиации в целом (примерно на 5 – 7%). Пока сложно сказать, как он будет развиваться, если на рынке появится много «Русланов». Перевозчики уверены, что спрос на них будет огромный. Но авиапром как-то сомневается. Многое будет зависеть от дальновидности и воли руководителей авиационной промышленности, которые именно сейчас завершают формирование продуктовой линейки Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), по сути дела определяя на десятилетия вперёд стратегию развития российской авиации.

Правительству нужен отчёт о прибыли, а не о том, сколько машин и у кого купил «Аэрофлот»
Восстановление серийного производства Ан-124 и Ил-76 позволит сохранить сегмент грузовых авиаперевозок в нашей стране, переключить на российские города международные авиагрузовые потоки, что в свою очередь станет мощным импульсом для развития грузовых хабов в Красноярске, Хабаровске, Москве, Санкт Петербурге и других российских городах. В конечном счёте, производство и последующая эксплуатация крупного флота грузовых самолётов в России позволили бы ежегодно зарабатывать несколько десятков миллиардов долларов, как это сегодня делают, например, Объединённые Арабские Эмираты, вложившие заметную часть своих честно заработанных нефтедолларов именно в развитие грузовой логистики и транспортной авиации. Как известно, свято место пусто не бывает. Сегодня у России, благодаря удачному географическому положению и технологическому наследию СССР, ещё есть шанс получить лидерство в области грузовой авиации. Через пару лет его уже может и не быть.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31