20 октября 2021 19:55

Пригород выходит на окупаемость

Александр Пятаков, заместитель начальника Астраханского отделения Приволжской железной дороги по экономике – начальник отдела бюджетирования и финансирования:

– Одной из самых актуальных проблем для ОАО «РЖД» остается убыточность социально ориентированных пригородных перевозок. Обеспечивать население автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом по закону обязаны органы власти субъекта Федерации. А транспортным предприятиям, непосредственно перевозящим людей, разница между себестоимостью проезда и тарифом, установленным региональным правительством, должна компенсироваться.

До 2006 года Астраханская региональная служба по тарифам (РСТ) завышала количество пассажиров, воспользовавшихся пригородными поездами. В результате власти считали, что пригородные перевозки в Астраханской области были самоокупаемыми. Однако это категорически не устраивало железнодорожников, знавших истинное положение вещей.

Совместно с администрацией в этом году мы провели исследования населенности пригородных поездов и впервые доказательно вычислили истинные объемы пассажирских перевозок. В дальнейшем это позволило максимально точно спрогнозировать доходы от пригородных перевозок. Было установлено, что в 2007 году отделение потеряет от разницы в тарифе 14,6 млн руб. Из областного бюджета ему компенсируют 8,3 млн руб. Оставшиеся 6,3 млн руб. – это разница в тарифе от перевозки сотрудников ОАО «РЖД», и компенсировать ее регион не будет. В 2008 году потери ожидаются в размере 13,1 млн руб., из областного бюджета будет компенсировано 7,8 млн руб.

Кроме того, отделение и министерство социального развития и труда Астраханской области заключили на период дачного сезона договор о бесплатной перевозке региональных льготников. В этом году было перевезено 55 тыс. человек. А из средств областного бюджета дорога получила 1,5 млн руб. В следующем году будет заключен такой же договор.

Удачным оказался опыт сотрудничества с предприятиями Астраханской области. Например, перевозка работников ООО «Астраханьгазпром» к месту работы и обратно модернизированным электропоездом с мягкими креслами. Несмотря на то, что он совершает всего один рейс в день, проект прибылен. Перевозка персонала осуществляется по тарифам, утвержденным администрацией Астраханской области. За 2007 год в среднем за день услугами электропоезда пользовались 518 человек, его рентабельность составила 15%.

Меры, разработанные и успешно реализованные руководством Астраханского отделения дороги в 2006 – 2007 годах, позволили сократить убытки от пригородных железнодорожных перевозок на 55%. Например, в 2006 году убытки составили 33,3 млн руб., прогноз убытков 2007-го – 19,6 млн руб., а в 2008 году ожидается только 15,1 млн руб.

В то же время существует ряд проблемных вопросов. Например, с 2010 года планируется полностью прекратить в Астраханской области государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Соответственно исчезнут и дотации дороге из бюджета. При их отсутствии магистраль будет вынуждена устанавливать тарифы на уровне себестоимости перевозок. А это, по нашему мнению, ограничит транспортную подвижность жителей и замедлит темпы экономического развития региона в целом.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31