25 октября 2021 10:02

Статистике изменят статус

АСУ станут инструментом для принятия управленческих решений

Информационные системы железнодорожного транспорта применяются пока лишь для сбора данных, хотя их истинное предназначение в другом. По мнению Сергея Филипченко, со временем они должны стать инструментом для принятия наиболее эффективных управленческих решений.
АСУ станут инструментом для принятия управленческих решений

Сергей Филипченко, начальник управления анализа и статистики департамента информатизации и корпоративных процессов управления ОАО «РЖД»
Информационные системы железнодорожного транспорта применяются пока лишь для сбора данных, хотя их истинное предназначение в другом. По мнению Сергея Филипченко, со временем они должны стать инструментом для принятия наиболее эффективных управленческих решений.

– Сергей Анатольевич, структура, которую вы возглавили, появилась в компании немногим более месяца назад. Чем была вызвана необходимость ее создания?
– Нынешняя методология статистического учета используется на железнодорожном транспорте практически в неизменном виде более полувека. По большей части она основана на балансовых методах учета подвижного состава по состоянию на отчетный час, визуальных анализах графиков исполненного движения, механизированной обработке маршрутов машиниста и так далее.
Недостаток полновесной информации для принятия управленческих решений заменялся опытом руководителей, который позволял видеть случайные и сознательные искажения отчетных данных.
Однако в условиях автоматизации производственных процессов и внедрения информационных технологий недостатки учета и статистического анализа не просто всплыли на поверхность, но и стали тормозом для эффективного управления.

– Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы отраслевой системы статистики и учета?
– Большинство операций выполняются на основе бумажных документов, тогда как технологический документооборот лишь вторичен по отношению к бумажному. Повсеместно распространена практика, когда информация о той или иной операции вначале заносится в специальный журнал или таблицы и только после этого вводится в базу автоматизированной системы управления. Это приводит к рассогласованию времени осуществления и отражения операции, допускает возможность ее совершения без отображения в информационной системе и тому подобное. В итоге потоки «электронных» и реальных операций не связаны между собой, а информационные системы используются неэффективно.
По сути, автоматизированные системы управления (АСУ) применяются лишь для сбора данных, а не как инструмент для принятия управленческих решений, как должно быть в идеале.
Чтобы изменить ситуацию, необходимо сделать информационные системы частью технологического процесса, обеспечивающей контроль технологической дисциплины и отражение всех операций в реальном масштабе времени. При этом получаемая из АСУ отчетность должна формироваться централизованно на основе первичной информации о совершенных операциях и предоставляться всем уровням управления из единой базы данных. Нужно поменять статус электронного документооборота, сделав его превалирующим и юридически значимым, тогда как бумажные копии документов должны получаться из информационных систем при необходимости.
Работа с первичными документами в АСУ должна вестись с использованием электронно-цифровой подписи, обеспечивающей фиксацию сведений о сотруднике, производившем ввод или изменение.

Повышение качества информации позволит увеличить эффективность перевозочного процесса
– То есть в этом случае можно будет гарантировать качество и достоверность информации?
– Сразу скажу, что о качестве информации можно говорить в тех случаях, когда соблюдается ряд требований, а именно полнота, точность измерения, защищенность от искажения и полезность. Каждый из этих аспектов крайне важен. Ведь можно получить точные сведения о той или иной технологической операции, но они окажутся совершенно бесполезными для принятия управленческого решения.
Между тем мировая практика управления в числе прочего рассматривает АСУ как средство применения комплексных методов анализа. Использование аналогичного подхода позволит ОАО «РЖД» повысить качество, расширить номенклатуру и увеличить объем предоставляемых транспортных услуг, а также повысить эффективность и ритмичность производства на ремонтных предприятиях.
Уже есть примеры успешной реализации вышеназванных принципов. Так, на СЖД, КбшЖД и ОЖД идет эксперимент по автоматизированному почасовому учету работы вагонных парков, осуществляемому из одного центра – ГВЦ ОАО «РЖД».
При анализе первых результатов стало понятно, что учет на опытном полигоне стал более достоверным. Повысилась объективность оценки технологических процессов работы вагонов, в том числе с учетом типов подвижного состава, его принадлежности и видов сообщений.
В конечном итоге новая технология позволит существенно повысить ритмичность процесса перевозок и снизить отрицательное влияние так называемой проблемы «сдаточного часа».
Ведь не секрет, что ежесуточно на отчетный час практически по всем стыковым пунктам допускаются далеко не единичные случаи фиктивной сдачи грузовых поездов. Поэтому внедрение подобных систем позволит отменить зависимость премиальных выплат от показателей работы, которые можно «подогнать». К примеру, по тому же вагонному парку почасовой учет не позволит «подтасовывать» данные оборота вагона, поскольку расчет ведется по каждому вагону и времени его нахождения на дороге.

– Продолжается процесс выделения из ОАО «РЖД» дочерних и зависимых обществ. Как будет осуществляться взаимодействие с новыми структурами в плане сбора и обмена информацией?
– Здесь есть существенные проблемы. Уже сейчас на дорожном и отделенческом уровне при сборе учетных данных и проведении проверок возникают некоторые конфликты с линейными подразделениями «дочек». «Мы теперь самостоятельные и не должны давать вам информацию», – говорят там. Но это в корне неправильный подход.
Нам важно сохранить целостность холдинга, обеспечить оптимальность технологических процессов, несмотря на влияние внешних и внутренних факторов. Для этого необходимо добиться прозрачности хозяйственной и коммерческой деятельности дочерних обществ и филиалов ОАО «РЖД».
К концу первого квартала 2008 года мы рассчитываем разработать пакет документов, которые будут направлены на регулирование взаимоотношений между ОАО «РЖД», ее структурными подразделениями и дочерними предприятиями в этом вопросе.

– Сергей Анатольевич, что вы предполагаете сделать в первую очередь как начальник управления?
– На первом этапе необходимо сформировать работоспособную команду единомышленников.
При этом ставка будет сделана на специалистов отраслевой статистики, которые не только обладают глубокими знаниями, но и имеют опыт аналитической работы. Кроме того, в ближайшее время планируется усилить контрольно-ревизионную работу, на которую выделяются явно недостаточные ресурсы. Необходимо также вывести на новый качественный уровень экономико-статистический анализ зависимости финансовых результатов от производственной деятельности департаментов, номенклатуры оказываемых услуг, введения новых показателей и, как уже говорилось, от действующих и разрабатываемых АСУ.


Справка «Гудка»
    По планам ОАО «РЖД», организационная система отраслевой статистики должна быть выстроена как независимая вертикаль по линии учета, не связанная обязательствами с системой эксплуатации. Структура будет базироваться на принципах централизованного формирования отчетности и обработки статистических данных по всем уровням управления сверху вниз из единого хранилища данных.
    Организация сбора первичных данных о технологических процессах будет осуществляться производственными подразделениями ОАО «РЖД», формирование отчетности для всех уровней выполняться Главным вычислительным центром компании и информационно-вычислительными центрами на дорогах. Анализ и прогнозирование с предоставлением необходимой информации будут выполняться управлением анализа и статистики.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31