25 октября 2021 09:31

Недетская жалость

«Кука» – фильм о детях и инфантильных взрослых

«Кука» – фильм о детях и инфантильных взрослых. У женщин тоже бывает кризис среднего возраста. Правда, он отличается от мужского тем, что происходит в тот момент, когда жизнь удалась, все улеглось на полочки, помеченное яркими маркерами карьерного успеха, и стало ясно, что это все не то.
«Кука» – фильм о детях и инфантильных взрослых

Роль Куки с потрясающей достоверностью сыграла Настя Добрынина
У женщин тоже бывает кризис среднего возраста. Правда, он отличается от мужского тем, что происходит в тот момент, когда жизнь удалась, все улеглось на полочки, помеченное яркими маркерами карьерного успеха, и стало ясно, что это все не то. При этом «не то» в абсолютном исчислении.

Вот и москвичку Лену (Дина Корзун) сквозь устроенный быт, привычную и накатанную колею работы настигает ощущение неправильности и пустоты существования. Она совершает побег из своего города, от своего лощеного и состоятельно бой-френда, от прошлой и пошлой картонно-штампованной жизни.

Когда нам плохо, мы все пытаемся вернуться в то место, где нам когда-то было тепло и светло, – в детство. Такое место для Лены – Питер, город, где она выросла. Наобум, но, ведомая желанием быть полезной кому-то кроме своего забронзовевшего в эгоизме «я», она по объявлению устраивается на работу в социальную службу. Таскает мешки с крупой одиноким старикам, выслушивает жалобы и стенания, погружается в мир, который из ее прошлого рабочего кресла был невидим и даже непредставим. Но здесь есть люди, а не рабочие функции.

В один осенний день она замечает не по-детски серьезную девчушку Куку (Настя Добрынина). Та приходит получать пенсию вместо заболевшей бабушки. И что-то, наверное, именуемое материнским чувством – самой чистой и искренней разновидностью любви, – разгорается в одинокой стареющей женщине, так и не ставшей к своим тридцати восьми по-настоящему ни женщиной, ни матерью. Ее взрослая, застарелая инфантильность сталкивается и начинает рассыпаться о деловитую взрослость шестилетней, брошенной родителями и никому не нужной девчонки с таким смешным прозвищем.

Лента «Кука» – режиссерский и сценарный дебют в полнометражном кино Ярослава Чеважевского. Как сейчас часто случается, он пришел в кинематограф из рваного мира рекламных роликов. Зато их он снял более тысячи. Так что зритель, без сомнения, видел его работы неоднократно. Например, сериал добродушных клипов соков «Моя семья».

Однако стоит признать, что дебют, особенно в таком непростом жанре, как мелодрама, монстра рекламных картинок получился весьма достойным. Он, конечно, недотягивает до уровня таких шедевров, как «Страна глухих» Валерия Тодоровского или же совсем свежей «Русалки» Анны Меликян, но держит внимание зрителя и заставляет сопереживать происходящему на экране.

«Кука», безусловно, фильм-сказка. Но сказка в нашем современном, непростом антураже. В том самом мире, где негармонично соседствуют роскошь, кричащая на каждом шагу о своих потребительских устоях, и молчаливые брошенные дети, беспризорники и невыносимая тихая бедность. Девочка-сирота вынуждена сама справляться со взрослой жизнью, свалившейся на нее. Она ходит по магазинам, планирует расходы, исходя из «27 бумажек по 100 рублей». Кука давно уже находится за той гранью, когда можно всерьез бояться чего бы то ни было. Кроме злой соседской собаки, которая в итоге становится ее другом.

В узком кругу обороны маленького человека нет никакого зазора для кого-то еще. В нем все налажено так, чтобы выжить. Чужих туда не пускают. А друг у нее уже есть – потрепанный плюшевый мишка.

Но так и не ставшая взрослой Лена отчаянно ищет Куку, так напоминающую ее в детстве, чтоб подарить хоть капельку скопившейся и по сей день не растраченной душевной теплоты и заботы, жалости и сопереживания.

Как и положено хорошей мелодраме, «Кука» проистекает так, что у зрителя на глаза наворачиваются слезы. Приемы, которыми этот эффект достигается, не новы и не оригинальны, но Чеважевский пользуется ими умело и к месту. Помимо слезогонной и душещипательной составляющих, в фильме присутствуют и адекватный юмор, и солидная доля оптимизма. И тем оптимистичнее эта доля выглядит, чем тщательнее режиссер отражает нашу реальность со всем ее нестроением и оборотными сторонами.

Ипполит Гамаков


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31