26 июля 2021 15:35

Локомотив в реальном времени

Александр Шмаков, начальник отдела автоматизированных систем управления локомотивным хозяйством ПКБ ЦТ: «Существует необходимость разработки новых принципов управления движением поездов, учитывающих современный уровень развития технических средств»
Александр Шмаков, начальник отдела автоматизированных систем управления локомотивным хозяйством ПКБ ЦТ
Сейчас движение поезда осуществляется под контролем целого ряда автоматизированных систем управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ), каждая из которых тем или иным образом оказывает воздействие на процесс. В определенных нестандартных ситуациях на функционирование этих систем влияет и так называемый «человеческий фактор».

Как пример, задержка поезда перед входным светофором станции, ошибочное восприятие команды об отправке с некодируемых участков путей станции и многое другое. Подобные «безответственные» вмешательства в конечном итоге негативно отражаются на безопасности движения поездов.

Существует необходимость разработки новых принципов управления движением поездов, учитывающих современный уровень развития технических средств. При этом в основу создания принципиально новых информационных систем управления должны быть заложены не только техническая, эргономическая и экономическая составляющие, но и, пожалуй, самый главный «компонент» – уровень обеспечения безопасности движения поездов.

В течение последних трех лет специалисты нашего проектно-конструкторского бюро в тесном сотрудничестве с ООО «НПО САУТ» и Свердловской железной дорогой ведут работу по созданию системы взаимодействия АСУЖТ с локомотивом посредством цифровой технологической радиосвязи (СВЛ ТР), цель создания которой – повышение качества эксплуатации локомотивного парка.

При разработке системы, отечественных аналогов которой не существует, ставилась задача реализовать целый ряд важнейших функций, в том числе возможность информирования диспетчерских служб о параметрах движения поезда, обслуживающего персонала – о техническом состоянии локомотива, отдельных его подсистем, качестве подаваемого напряжения, функционировании напольных устройств и многом другом.

Это в свою очередь послужит предпосылками к переходу от традиционного планово-предупредительного ремонта состава к ремонту по фактическому состоянию.

Система позволит принимать управляющие решения, связанные с эксплуатацией локомотивов
В СВЛ ТР такие функции уже реализованы. Помимо этого система может передавать на локомотив информацию, необходимую для обеспечения эффективной работы бортовых аппаратно-программных комплексов, систем автоведения. Она осуществляет в режиме реального времени автоматический контроль за соблюдением порядка следования по опасным участкам пути, обозначенным ограничениями скорости, создает истории следования поезда и оперативные отчеты для руководителей разного уровня локомотивного хозяйства ОАО «РЖД». В конечном итоге это поможет принять наиболее эффективные управляющие решения, непосредственно связанные с эксплуатацией локомотива.

Система также ведет контроль за соблюдением инструкций и приказов локомотивной бригадой и персоналом дорожных диспетчерских ЦУПов. Это позволит снизить количество ошибок персонала.

Проведенные в конце прошлого года испытания СВЛ ТР показали положительные результаты. Так, во время эксперимента было передано более 156 тыс. сообщений, и ни одно из них не было потеряно.

В настоящее время система находится в опытной эксплуатации на Свердловской железной дороге. Оборудование установлено на восьми грузовых локомотивах серии ВЛ11К приписки локомотивного депо Свердловск-сортировочный. Внедрение на опытном полигоне обошлось примерно в 1,5 млн руб., тогда как разработка в целом – чуть более 10 млн.

Для передачи данных СВЛ ТР использует сеть цифровой технологической радиосвязи стандарта TETRA, которая эксплуатируется на Свердловской дороге. Но система готова работать и с другими стандартами.

Завершить опытную эксплуатацию предполагается уже в следующем году.

В дальнейшем на основе СВЛ ТР можно будет реализовать функцию передачи на локомотивы информации о показаниях выходных и маршрутных светофоров, а также выстроить систему мониторинга их технического состояния. При наличии надежного канала связи можно будет осуществлять и дистанционное управление работой тягового подвижного состава.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31