26 июля 2021 07:14

«Зайцы» на грани вымирания

Новый подход к организации пригородных перевозок повышает выручку от продажи билетов минимум на треть

Только за первый месяц деятельности последней из созданных на сегодняшний день пригородных компаний – ОАО «Дон-пригород» –  выручка от продажи билетов на направлении Ростов – Таганрог – Успенская выросла на 40%, а пассажиропоток увеличился на 63 тыс. человек.
Новый подход к организации пригородных перевозок повышает выручку от продажи билетов минимум на треть

Четкий контроль избавляет электрички от «зайцев»
Только за первый месяц деятельности последней из созданных на сегодняшний день пригородных компаний – ОАО «Дон-пригород» – выручка от продажи билетов на направлении Ростов – Таганрог – Успенская выросла на 40%, а пассажиропоток увеличился на 63 тыс. человек.

По словам генерального директора ОАО «Дон-пригород» Геннадия Генсара, таких результатов удалось достичь прежде всего за счет стопроцентного охвата электропоездов бригадами разъездных билетных кассиров-контролеров. В настоящий момент в штате компании 35 таких работников. Кроме того, организовано сопровождение электричек работниками правоохранительных органов, скорректирован график движения. Сейчас компания обслуживает 15 пар пригородных поездов. В следующем году планируется передать компании все маршруты электричек на территории Ростовской области.

Практика разъездных кассиров уже доказала свою эффективность и на Красноярской магистрали. Вот уже два года они сопровождают все электрички пригородной компании ОАО «Краспригород». В пути следования билеты пассажирам продают 94 разъездных кассира зимой и 130 – летом.

«В первый год работы компании, когда мы начали вводить практику разъездных кассиров и вести полный ревизионный контроль, выручка выросла по сравнению с предыдущим годом сразу в 2,4 раза. Кроме того, мы смогли охватить и пассажиров, которые передвигаются внутри тех пригородных зон, где нет билетных касс», – говорит генеральный директор ОАО «Краспригород» Александр Мишура.

На ряде пригородных направлений кассиров-контролеров в пути следования сопровождает охрана, не только ограждающая ревизоров от конфликтов с пассажирами, но и препятствующая перебеганию безбилетников из одного вагона в другой. Такие службы сопровождения действуют во всех четырех пригородных компаниях Западно-Сибирской железной дороги.

«Служба сопровождения отвечает за порядок в электропоездах и взаимодействует с разъездными билетными кассирами. Причем к этой работе могут привлекаться по договору и частные охранные службы», – рассказал «Гудку» руководитель дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении ЗСЖД Юрий Санкин.

«Частная» схема, например, была взята на вооружение ОАО «Алтай-пригород». Компания заключила договор с охранным предприятием, сотрудники которого поддерживают общественный порядок в электропоездах.

В другой пригородной компании ЗСЖД – ОАО «Омск-пригород» – действует собственная служба контроля и сопровождения штатной численностью 36 человек. Теперь в каждом электропоезде, обслуживаемом ОАО «Омск-пригород», работают два сотрудника службы контроля, один из которых патрулирует состав, а второй сопровождает разъездного билетного кассира. Безбилетникам приходится либо оплачивать проезд и 25 руб. за оформление проездного документа в поезде, либо покидать поезд, причем все конфликтные ситуации тут же пресекаются охранниками.

По мнению руководства компании, половина от 30% увеличения выручки в прошлом году – прямая заслуга охраны, приучившей пассажиров к дисциплине.

Между тем отлавливание «зайцев» разъездными кассирами и охранными структурами – не единственный способ борьбы с безбилетниками. Так, на Волгоградском отделении Приволжской железной дороги их отсеивают еще до посадки в вагон.

«Количество «зайцев» у нас сведено на нет. Мы организовали перронный контроль и проверку в поездах. Установили турникетные линии на станциях Волгоград-1 и Волгоград-2, реконструировали подходы к пригородному железнодорожному вокзалу станции Волгоград-1, возвели ограждения вдоль дороги», – говорит генеральный директор местной пригородной компании ОАО «Волгоградтранспригород» Александр Васкевич.

Опыт волгоградской компании оказался столь удачным, что его было решено распространить на территории Астраханской и Саратовской областей, где в 2008 году планируется создание совместных компаний, занимающихся пригородными перевозками.

По словам заместителя начальника управления пригородных пассажирских перевозок ОАО «РЖД» Сергея Калинина, добиться роста выручки проще именно пригородным компаниям, так как они изначально нацелены на получение прибыли и из-за сравнительно небольших размеров и независимости могут более гибко реагировать на изменения пассажиропотока и спроса.

Поэтому, как сообщил Сергей Калинин, в настоящее время рассматривается вопрос о создании пригородных компаний в Твери, Уфе, Самаре и Нижнем Новгороде. Бизнес-планы их организации уже разработаны и проходят согласование в ОАО «РЖД» и администрациях субъектов Федерации.

Игнат Вьюгин


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31