27 октября 2021 07:10

Когда тронется лёд

Появления новых ледоколов в Арктике придётся ждать долго

Без Северного морского пути (СМП) и специальной государственной стратегии России не удастся приступить к полномасштабному освоению арктических шельфов. Но возрождение СМП невозможно без расширения отечественного ледокольного флота.
Появления новых ледоколов в Арктике придётся ждать долго

Судоходные компании не спешат инвестировать в строительство новых ледоколов
Без Северного морского пути (СМП) и специальной государственной стратегии России не удастся приступить к полномасштабному освоению арктических шельфов. Но возрождение СМП невозможно без расширения отечественного ледокольного флота.

Генеральный директор ОАО «Мурманское морское пароходство» Александр Медведев убежден, что без создания современного ледокольного флота нашей стране также едва ли удастся воплотить свою давнюю мечту – «перетащить» на СМП часть транзитных перевозок из Европы и США в Восточную Азию. Поскольку Суэцкий и Панамский каналы достигли предела своей пропускной способности, а угроза международного терроризма настолько велика, что могут оказаться блокированными межконтинентальные океанские пути, Северный морской путь становится приоритетным в межконтинентальных транспортных связях.

Отметим, США не дает покоя российский триколор, установленный в Арктике. На изучение северных морей из американского бюджета выделяется как минимум $8,5 млрд, а Пентагон строит два новых ледокола. Пока США не в состоянии обосновать претензии на континентальный шельф, но в Вашингтоне предупреждают: битва за Северный полюс только началась.

В конце октября министр природных ресурсов Юрий Трутнев заявил, что Россия имеет право претендовать на включение арктического подводного хребта Ломоносова в свою зону экономического влияния. «Мы считаем, что материалы экспедиции «Арктика-2007» достаточны для подтверждения заявки на присоединение к экономической зоне влияния РФ хребта Ломоносова», – отметил Юрий Трутнев. Министр заверил, что работа по отстаиванию прав России на Арктический шельф будет продолжена.

Как заявлял весной 2007 года глава государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Сергей Кириенко, атомный ледокольный флот может быть передан в ведение Росатома. По его словам, ситуация такова, что в ближайшие 7 – 10 лет Россия может остаться без атомного ледокольного флота.

В сентябре руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко посетил Архангельск и Печору, где побывал на подведомственных Росморречфлоту предприятиях. Он отметил, что многие судовладельцы сейчас заинтересованы в строительстве ледоколов. «Уже в этом году будет закончен эскизный проект ледокола нового поколения, а в следующем мы приступим к подготовке технического проекта, который завершится в течение двух лет. Четыре года уйдет на само строительство. К 2013 году можно ожидать появления нового ледокола», – сказал Александр Давыденко.

«Когда в дальневосточных портах наведут порядок и контейнеры не будут неделями дожидаться погрузки на платформу, Транссиб сможет притягивать на себя огромные объемы грузов и никакой Севморпуть не сможет сравниться с ним ни по скорости, ни даже по цене. Поэтому толчком к транспортному развитию Арктики может быть только освоение шельфовых месторождений», – считает заместитель начальника управления обеспечения судоходства Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса России Евгений Кормышев.

Как подчеркнул эксперт по нефтегазовому сектору ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин, у СМП есть шансы выжить в первую очередь за счет «Роснефти». Компания оценивает свою потребность во флоте в 81 судно, или 220 млрд руб. Сумма заявленных инвестиций для строительства новых нефтеналивных танкеров достаточно крупная, и речь идет о непосредственном вложении средств в российский флот. Но о вложениях в ледокольный флот пока не объявила ни одна из компаний.


Справка «Гудка»
    СМП – кратчайший морской путь между Дальним Востоком и европейской частью России, главная судоходная магистраль России в Арктике.

    Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово). Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км.

    Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).

    Сейчас оперативное руководство всеми морскими операциями на СМП фактически осуществляют коммерческие судоходные компании – ОАО «Мурманское морское пароходство» и ОАО «Дальневосточное морское пароходство», которым во временное доверительное управление переданы государственные ледоколы. При этом доля государства в активах этих акционерных обществ не превышает 25%. Всего в управлении ММП – 8 атомных ледоколов: «Арктика» (1975), «Сибирь» (1978), «Россия» (1985), «Таймыр» (1988), «Советский Союз» (1988), «Вайгач» (1990), «Ямал» (1992), «50 лет Победы» (2007).

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31