27 октября 2021 23:08

Вагонный супермаркет

Создано СП, которое обещает стать крупным игроком в железнодорожном машиностроении

«Русские машины» и Группа компаний ВКМ (Вагоностроительная компания Мордовии) создали совместное предприятие по производству грузовых вагонов и комплектующих. СП получило название «Русская корпорация транспортного машиностроения».
Создано СП, которое обещает стать крупным игроком в железнодорожном машиностроении


Высокий спрос на грузовые вагоны заставляет производителей наращивать мощности
«Русские машины» и Группа компаний ВКМ (Вагоностроительная компания Мордовии) создали совместное предприятие по производству грузовых вагонов и комплектующих. СП получило название «Русская корпорация транспортного машиностроения».

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) зарегистрировала выпуск обыкновенных акций ОАО «Русская корпорация транспортного машиностроения» (РКТМ). Уставный капитал компании составил 7,728 млрд руб. Доли партнеров в уставном капитале СП разделились 50 на 50. Свою часть ОАО «Русские машины» оплатило деньгами. Эти средства – около 3,9 млрд руб. – пойдут на развитие производственных мощностей.

Группа ВКМ внесла в уставный капитал СП активы, среди которых наиболее значимыми являются ОАО «Рузхиммаш» (производитель вагонов) и металлургическая компания «ВКМ-Сталь» (вагонное литье).

Как рассказал председатель совета директоров ОАО «РКТМ» Алексей Зотов, «сделка по созданию СП позволит увеличить долю на рынке грузового вагоностроения, что вписывается в утвержденную стратегию развития холдинга. Кроме того, партнерство предусматривает рост объема заказов для «Абаканвагонмаша» за счет их перераспределения между предприятиями СП. Мы планируем за 2 – 3 года значительно увеличить выпуск фитинговых платформ на этом предприятии».

Руководство «Русских машин» рассчитывает, что РКТМ сможет усилить свои позиции также и в сегменте производства комплектующих для железнодорожного транспорта.

Алексей Зотов сообщил «Гудку», что в будущем году компания выпустит 10 тыс. грузовых вагонов, в 2010 году объем может быть удвоен. Основные типы подвижного состава, которые планирует производить РКТМ, – это полувагоны, цистерны, фитинговые платформы, вагоны-хопперы. В будущем с увеличением инвестиций планируется начать выпуск более современных типов подвижного состава, например алюминиевых вагонов, оборудованных тележками с осевой нагрузкой 25 тонн. Опытные образцы такой техники планируется изготовить уже в 2008 году.

На научно-исследовательские и конструкторские работы до 2010 года РКТМ намерена потратить порядка 650 млн руб.

В следующем году основным заказчиком РКТМ будет дочернее общество ОАО «РЖД» – ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК), – которое планирует приобрести от 2 до 4 тыс. цементовозов. Еще одна «дочка» ОАО «РЖД» – компания «Русская тройка» – заинтересована в покупке 1200 фитинговых платформ и 1000 автомобилевозов, частные операторы намерены приобрести около 1000 цистерн и 2000 полувагонов.

Инвестпрограмму РКТМ совет директоров утвердит в начале 2008 года. Основными направлениями инвестирования станут развитие литейного производства и механической обработки литья. На средства, полученные при создании СП, планируется уже в 2008 году приобрести еще более мощное оборудование по изготовлению литых деталей на предприятиях «ВКМ-Сталь».

Тем временем, по словам генерального директора «ВКМ-Сталь» Александра Шилова, на предприятиях компании в начале ноября начали работу две электродуговые печи для литья, каждая емкостью по 12 тонн. После введения в ближайшие месяцы в эксплуатацию третьей печи выпуск крупного вагонного литья составит почти 30 тыс. тонн в год.

С созданием этих мощностей «ВКМ-Сталь», по словам г-на Шилова, выйдет в лидеры по производству вагонного литья в стране. В такой продукции крайне заинтересованы вагоностроительные компании России, а также Германии, Словакии, Швейцарии.

Начальник департамента вагонного хозяйства ОАО «РЖД» Николай Бочкарев подтвердил «Гудку», что приобретать подвижной состав у вновь созданной компании будет ПГК, которая ориентирована прежде всего на специализированный подвижной состав.

В целом 2008 год будет для вагоностроительных заводов горячим. По словам Николая Бочкарева, только РЖД планируют закупить 17 тыс. грузовых вагонов. ПГК собирается приобрести свыше 19 тыс. В итоге заводы должны будут поставить ОАО «РЖД» и ее крупнейшей «дочке» более 36 тыс. вагонов. Приобретать подвижной состав компании будут на «Уралвагонзаводе», ОАО «Алтайвагон», РКТМ, ЗАО «Промтрактор-Вагон», других предприятиях.

Не исключено, что часть подвижного состава придется импортировать.

«Уверенность в том, что заводы произведут требуемое количество вагонов, есть, и вполне обоснованная», – заявил Николай Бочкарев. Кроме того, ОАО «РЖД» ведет с заводами работу, направленную на повышение качества подвижного состава, а также на выпуск современной продукции. В результате на сеть РЖД должны начать массово поступать вагоны с тележками, рассчитанными на осевую нагрузку 25 тонн. Межремонтный пробег у новых вагонов должен быть не менее 500 тыс. км, а в дальнейшем будет увеличен производителями до 1 млн км. Кроме того, сети необходимы полувагоны повышенной вместимости с алюминиевыми кузовами.

Аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын заметил, что острая потребность РЖД и ее «дочек» в подвижном составе из-за роста объемов перевозок в среднем на 4 – 5% в год серьезно подстегнет развитие производства, в том числе и на небольших предприятиях. При этом тенденция к концентрации производства продолжится. Через 1 – 2 года кроме «Уралвагонзавода» появится несколько СП или холдингов, выпускающих по 7 – 10 тыс. вагонов в год. Таким образом, снизится себестоимость производства, увеличится его интенсивность и качество, уменьшится цена продукции.

Руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук, в свою очередь, считает, что консолидационные процессы в вагоностроительной отрасли связаны с масштабными задачами, которые перед ней стоят. Внутренняя конкуренция между производителями подвижного состава внутри России не так сильна, как конкуренция со стороны иностранных предприятий. Поэтому для российских компаний оперативно нарастить объемы перевозок, провести техническое перевооружение наиболее эффективно и быстро можно только при объединении усилий и ресурсов.

Создание СП должно решить вопросы с модернизацией производства, выпуском современных моделей вагонов и, главное, наращиванием производства вагонного литья.

Екатерина Щербакова
Александр Шугаев


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31