27 октября 2021 22:21

Плата за газопровод

Полтора года назад президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на X Санкт-Петербургском экономическом форуме напомнил о старой идее строительства канала «Евразия». И вот теперь уже нашлись деньги на проектные работы, и ученые принимаются за дело. Есть предположение, что это плата России странам Центральной Азии за прикаспийский газопровод.

«Этот канал станет мощным коридором выхода к морям всей Центральной Азии через Россию», – заявил тогда г-н Назарбаев, добавив, что его регион нуждается в развитии транспортных коридоров для экспорта. Однако, по его мнению, расчет должен быть сугубо экономическим, а учитывая, что этот маршрут на тысячу километров короче, чем традиционный путь по Волго-Дону, президент Казахстана не сомневается в его эффективности.

В августе этого года Совет Евразийского банка развития (ЕАБР), который учрежден Россией и Казахстаном для реализации совместных проектов, одобрил выделение средств на проведение сравнительной оценки технико-экономических характеристик проектов строительства нового судоходного канала между Каспийским морем и Азово-Черноморским бассейном. В сентябре на Международном инвестиционном форуме в Сочи был выставлен стенд с проектом Ставропольского края и расчетами его экономистов. А в конце ноября казахское АО «Центр наук о Земле, металлургии и обогащении» (ЦНЗМО), входящее в состав научно-технологического холдинга «Самгау», и Институт водных проблем Российской академии наук (РАН) заключили соглашение о сотрудничестве в научно-технической сфере по этому вопросу. Предполагается, что канал «Евразия» пройдет по бассейну Терека (вверх от Каспия), а в районе водораздела между Тереком и Кубанью повернет вниз, к Азовскому морю. Это будет пресноводный канал, заполнять который будут Терек и Кубань.

Как считает директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян, при сооружении канала существует много рисков. Так, уже сейчас Южный регион нашей страны обеспечивается водой всего на 60% от потребностей, и требуется решить много проблем, связанных с наполнением канала. Водный транспорт действительно самый дешевый в плане по стоимости транспортировки грузов, однако это только тогда, когда эта транспортировка проходит по естественным водным путям. Здесь же предстоит серьезно потратиться на инфраструктуру, поэтому экономический эффект пока не очевиден.

«Резерв мощности каспийских портов России, принимающих грузы с Востока (из Туркмении и Казахстана), не исчерпан – они загружены только на 70%. Поскольку речь идет в основном о нефти и нефтепродуктах, то очевидна возможность успешной конкуренции со стороны трубопроводного транспорта, – замечает Виктор Данилов-Данильян. – Конечно, у канала тоже есть преимущество – по нему можно доставлять не только нефть, но и другие грузы. Однако в ближайшей перспективе, кроме энергетического сырья, ничего не просматривается».

Впрочем, есть версия о том, что России придется построить канал «Евразия» в обмен на строительство прикаспийского газопровода, который направит углеводороды из Туркмении и Казахстана вдоль побережья через нашу страну. Его альтернативой является транскаспийский газопровод, который ведет через море в Азербайджан, Грузию, Турцию и дальше в Европу. Несмотря на то, что вроде бы уже готовы все документы для подписания по первому варианту, оно затягивается. А Туркмения с Казахстаном не дают никаких оснований полагать, что этот маршрут уже точно выбран, умело сталкивая интересы различных заинтересованных сторон. Впрочем, с их стороны это понятно: нужно ведь обеспечить не только экспорт так необходимых всем углеводородов, но и других своих товаров, которых на мировых рынках не очень-то и ждут.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31