27 октября 2021 22:47

Спрос на достоверность

САИ подвижного состава внедряется слишком медленно

Александр Тимченко, заместитель генерального директора Отраслевого центра внедрения новой техники и технологий ОАО «РЖД»: «С 2001 года в России, Белоруссии, Казахстане и на Украине внедряется система автоматической идентификации подвижного состава (САИ) «Пальма»
САИ подвижного состава внедряется слишком медленно

Александр Тимченко, заместитель генерального директора Отраслевого центра внедрения новой техники и технологий ОАО «РЖД»
– С 2001 года в России, Белоруссии, Казахстане и на Украине внедряется система автоматической идентификации подвижного состава (САИ) «Пальма».

Ее использование позволяет не только вести учет локомотивов и вагонов, но и увеличить количество контролируемых точек технологического процесса.

Это меняет саму систему работы по учету подвижного состава.

Контроль теперь осуществляется через сеть пунктов автоматической фиксации прохождения любых подвижных средств, оборудованных кодовыми бортовыми датчиками (КБД), через установленные в реперных точках (горловины станций, междорожные стыки, подъездные пути, контрольные посты депо и пр.) пункты считывания (ПСЧ).

На 1 ноября 2007 года уже 97% локомотивов и более 250 тыс. грузовых вагонов парка ОАО «РЖД» оборудованы кодовыми бортовыми датчиками, на путях установлены более 2000 напольных пунктов считывания, которые получают и обрабатывают данные (составность поезда, время и направление движения, номера локомотива и вагонов). Благодаря оборудованию локомотивного парка датчиками автоматически фиксируются время передачи поездов по междорожным стыкам, фактический график движения пассажирских поездов, ряд других операций.

На полигоне Рыбное – Челябинск, где САИ используется наиболее полно, система определяет время захода локомотива в депо и пребывания на ПТОЛ. Таким образом, появилась возможность автоматически определять пробеги, время нахождения в депо, в ремонте, в ожидании работы, а также другие качественные и количественные показатели эксплуатационной работы локомотивов.

После запуска САИ показатель среднего простоя машин на техническом обслуживании сначала поднялся на час (стали поступать реальные данные), а потом – на этот же час снизился!

Система автоматической идентификации предлагает новый учет и мониторинг состояния подвижного состава
Опыт управления парком моторвагонного подвижного состава Красноярской железной дороги, который практически весь оснащен кодовыми бортовыми датчиками, показал, что можно контролировать не только график движения пригородных поездов, но и их составность, пробег и простой моторвагонных секций, в частности при проведении ремонта. Таким же образом можно решить проблему точного учета пробега пассажирского вагона.

Оснащение специального подвижного состава датчиками позволит взять под контроль их выход на перегон для проведения работ во время «окон».

Причем САИ и система спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS решают схожие, но функционально разные задачи и лишь дополняют друг друга. САИ нужна для высокоточной дискретной фиксации контрольных точек операций со всеми объектами в технологической цепочке, в том числе для подвижных единиц, не имеющих бортового электропитания. Система ГЛОНАСС/GPS может применяться для непрерывного управления наиболее важными подвижными единицами, к которым технологически привязывается остальная информация.

Кроме того, устройства САИ могут считывать и передавать информацию от устройств диагностики подвижного состава и измерения веса. При этом САИ использует только собственную инфраструктуру ОАО «РЖД», и ее данные очень сложно исказить.

Таким образом, САИ – это технология точного учета и мониторинга состояния подвижного состава, а спутниковая навигация – технология управления его движением.

С помощью специальных меток можно контролировать целостность электронных запорно-пломбировочных устройств. Подобная метка-пломба на буксовом узле поможет выявлять несанкционированную подмену колесных пар и вагонного литья на подвижном составе.

Однако внедрение САИ идет непросто. Датчики нередко повреждаются при разгрузке полувагонов на опрокидывателях. Для их защиты был разработан антивандальный радиопрозрачный кожух. Чтобы защитить датчики от инфракрасных лучей, в тепляках-размораживателях поставили специальный теплоизолирующий экран.

Для установления точного времени прибытия, отправления или прохождения поездом станции информация САИ должна быть увязана с данными, поступающими от устройств СЦБ. Эта задачу решили с помощью системы ГИД «ВНИИЖТ-Урал», которая по данным САИ и АСОУП определяет номер и индекс поезда с локомотивом, оборудованным датчиком, что позволило привязать его к конкретной нитке графика, построенной по данным устройств СЦБ.

До сих пор не принято решение об обязательном оснащении частного вагонного парка кодовыми бортовыми датчиками. Не готова методологическая база проекта. Технические средства есть, и они работают. Но информация от них не используется, к учету и управлению принимаются данные ручного ввода. Имеются даже случаи специального отключения устройств с целью искажения данных. Мы знаем, что нужно сделать для внедрения нашей технологии, но мешает недостаточное финансирование работ по установке устройств считывания на станциях и подъездных путях.

В основном пока новая технология внедряется по инициативе отдельных железных дорог их же силами. Благодаря заинтересованности департаментов управления перевозками и локомотивного хозяйства в использовании САИ она работает в большинстве локомотивных депо, на ряде станций.

Однако вклад САИ в обеспечение безопасного и эффективного перевозочного процесса в отрасли еще не очень велик.

Наш проект рассматривается в Министерстве транспорта. Если ему там дадут «зеленый свет», то систему можно будет полностью внедрить за два-три года. На первом этапе будет завершено создание системы контроля локомотивов, в том числе в базовых депо и на ПТОЛ, а также внедрена система учета пассажирских вагонов, электропоездов и специального самоходного подвижного состава.

На втором этапе будет создана система учета грузовых вагонов. В дальнейшем предстоит работать над повышением надежности оборудования и расширением функций за счет подключения новых устройств.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31