08 декабря 2021 13:08

Автоматика снимет напряжение

Николай Слободенюк, заместитель начальника службы перевозок по АСУ Горьковской железной дороги: «Уже в этом месяце начнет работу оборудование, которое не имеет аналогов на сети и даст принципиально новые возможности в управлении движением поездов»
Николай Слободенюк, заместитель начальника службы перевозок по АСУ Горьковской железной дороги:

– Подходит к концу реконструкция Дорожного центра управления эксплуатационной работой. И уже в этом месяце начнет работу оборудование, которое не имеет аналогов на сети и даст принципиально новые возможности в управлении движением поездов.

Дорожный центр управления перевозками (так он назывался раньше) на Горьковской был организован в 1996 году одним из первых в России. До его появления движением на своих участках руководили 46 диспетчеров, которые базировались на отделениях дороги. С открытием центра участков стало 24, а потом 21. Сейчас их 18, так что нагрузка на одного поездного диспетчера увеличилась почти втрое.

Из-за этого поездной диспетчер не всегда успевает адекватно оценить обстановку, в результате на дороге нередко возникают задержки поездов перед запрещающими сигналами, затягивается маневровая работа и в конечном итоге снижаются эксплуатационные и экономические показатели. Особенно ощутим человеческий фактор на направлении Черусти – Казань – Дружинино южного хода дороги. Большая его часть оборудована диспетчерской централизацией, а это значит, что поездной диспетчер сам готовит маршрут для поездов и открывает им сигналы. Между тем интенсивность движения в сутки здесь достигает 60 пар грузовых поездов и 30 пар пассажирских, при том что обстановку на дороге усугубляет капитальный ремонт пути.

Но проблему человеческого фактора можно решить. Ведь сейчас управлять движением поездов будут современные технические комплексы. Формировали их два крупных разработчика, с которыми мы сотрудничаем не один год. Институт «Гипротранссигналсвязь» создал диспетчерскую централизацию «ТРАКТ», с помощью которой готовятся маршруты поездов. Она у нас работает давно и надежно. НПО «ГИД-Урал» разработало систему «ГИД-Урал», которая автоматически ведет график исполненного движения поездов. Разработчики объединили возможности этих двух интеллектуальных программно-технических комплексов и получили систему с новыми возможностями. Она составляет на основе плана пропуска поездов прогнозные модели оценки ситуации. Управляющий движением программно-технический комплекс назван «Автопилот-ДНЦ (поездной диспетчер)», он сегодня и устанавливается в Дорожном центре управления эксплуатационной работой.

Как только нововведение запустят в эксплуатацию, изменятся условия работы поездного диспетчера. Если раньше он был окружен четырьмя – восемью компьютерами и следил по ним за ситуацией, то теперь мониторы заменят две видеостены, воспроизводящие то, как развивается обстановка на северном и южном ходах дороги. Каждый диспетчер будет находиться возле сектора, отображающего участок, который он контролирует. Монтаж видеостены уже заканчивается. Это уникальная проекционная система канадского производства, которая позволяет вывести на экран практически любую нужную диспетчеру информацию.

Кроме того, все АСУ, которые сегодня работают на дороге, станут доступны не только поездному диспетчеру, но и дежурным по направлениям, начальнику и заместителям начальника центра. Это позволит отслеживать поездную обстановку не только на полигоне Горьковской, но и на примыкающих участках соседних дорог, планировать работу, снижая количество задержек.

Таким образом, удастся дополнительно сберечь топливо и электроэнергию, повысится участковая скорость. Ожидается, что в результате внедрения нововведений оборот вагона ускорится на 5%, участковая скорость вырастет на 1 км/ч. И самое важное – возрастет безопасность движения поездов, ведь снизится напряжение в работе поездных диспетчеров. Согласно проведенным расчетам эффект от внедрения системы «Автопилот ДНЦ» на южном ходу Горьковской составит около 290 млн руб. в год. Реализация проекта позволит снизить расходы дороги на содержание рабочего парка вагонов на 72 млн руб. и эксплуатационного парка локомотивов – на 71 млн руб. Снизятся и трудозатраты 233 дежурных по станциям на 34 млн руб.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31