08 декабря 2021 12:03

С детства помню запах депо

Успев побыть студентом-счетоводом, руководителем горсовета, а затем и главой представительства МПС в Венгрии, <br /> бывший начальник магистрали остался верен родной дороге

Успев побыть студентом-счетоводом, руководителем горсовета, а затем и главой представительства МПС в Венгрии,
бывший начальник магистрали остался верен родной дороге


Виктора Григорьевича Атласова не привлекли ни столица, ни заграница... Родная магистраль оказалась важнее
«Мне с детства уготовано было стать железнодорожником, – рассказывает Виктор Григорьевич. – Наш дом в городе Россошь Воронежской области был всего в двухстах метрах от колеи. Да и родственники почти все были связаны с железной дорогой – дед работал главным бухгалтером локомотивного депо, мама – табельщицей на станции, тетя – кладовщицей в депо, старший брат начинал слесарем, а потом стал машинистом. До сих пор вспоминаю одну характерную деталь. У каждого паровоза был свой по тональности гудок. Когда брат подъезжал к станции, подавал сигнал, и мама, услышав родной звук, сразу начинала готовить обед: «Леня едет!»

Когда Атласову было шесть лет, его отец Григорий Иванович трагически погиб. Из-за потери кормильца мальчика, мечтавшего стать железнодорожником, отдали после восьмилетки в техникум, чтобы он, выучившись на счетовода, побыстрее встал на ноги. «Но бухгалтером я не стал: не мог забыть неповторимого запаха депо, куда часто приходил после уроков. Так что после службы в армии пришел на работу на станцию Россошь. Когда учился в Харьковском институте инженеров транспорта, проходил практику на Львовской и Южной дорогах, но вся моя жизнь оказалась связана с Юго-Восточной», – говорит Виктор Григорьевич.

Работать на дороге он начинал весовщиком и сцепщиком вагонов, потом стал дежурным по станции. После получения диплома по специальности «инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог» попал на станцию Георгиу-Деж (теперь станция Лиски), поработал и на Георгиу-Дежском и Воронежском отделениях ЮВЖД.

А в 1980-е годы Виктор Григорьевич сменил сферу деятельности, попав сначала в Воронежский обком КПСС, а потом – в Воронежский исполком городского Совета народных депутатов.

«Об этом я, кстати, не жалею. Это была прекрасная школа хозяйствования, где работали компетентные люди, у них я многому научился. Да и в обкоме партии в должности заведующего отделом транспорта и связи я был тесно связан с железной дорогой. Возглавлял горисполком, а потом горсовет народных депутатов, когда закончилась монополия компартии на власть. Это были непростые времена. При этом нам удалось сохранить в миллионном Воронеже эффективно действующий хозяйственный механизм. Мы смогли построить прекрасный Дворец детей и юношества с планетарием, открыть памятник нашему земляку – музыканту и историку музыки Митрофану Пятницкому, облагородить привокзальную площадь. Жизнь не останавливалась», – вспоминает о походе во власть Атласов.

Когда он в 1991 году возглавил стотысячный коллектив ЮВЖД, первой проблемой, которую надо было решать безотлагательно, стало плачевное состояние путевого хозяйства.

«Тогда для балласта использовался дешевый, низкокачественный щебень из известковых карьеров Ростовской области. Он быстро разрушался, на колее образовывались выплески пути. Мы от этой практики отказались – стали закладывать в балластную призму только гранитный щебень Павловского ГОКа, что было весьма непросто: повсюду в ходу были бартерные расчеты, а что железная дорога могла предложить по бартеру? Это был тяжелейший период. Безденежье буквально хватало за горло. В стране недоставало продуктов. Чтобы обеспечить ими железнодорожников, мы начали развивать свои подсобные хозяйства на базе колхозов – у дороги их было больше двух десятков», – вспоминает Виктор Григорьевич.

В 1992 году в состав дороги вошло Белгородское отделение, которое до распада СССР было частью Южной дороги, оказавшейся в ведении Украины. Как вспоминает Виктор Атласов, это было тяжелое наследство. Уже тогда понимали, что будущее ЮВЖД во многом будет зависеть от того, как будет работать отделение. Для этого на ключевом для региона Старооскольском узле необходимо было срочно приводить в порядок путевое хозяйство. Узел развивали в ущерб другим отделениям, но время показало, что это было оправданное решение.

«Помимо реконструкции Старооскольского узла, удалось ввести в строй новые вокзалы в Лисках и Липецке, было начато возведение второго моста на перегоне Стойленская – Старый Оскол. Завершили строительство роликовых отделений в вагонных депо. В то время были огромные проблемы с приобретением шпал. Тогда дорога взяла под свое крыло доведенный до ручки завод «Спецжелезобетон» в Лисках и восстановила технологические линии по выпуску железобетонных шпал. Здесь же, в Лисках, в сжатые сроки мы построили вагонные колесные мастерские, и дорога смогла обеспечить свои потребности в колесных парах», – рассказывает Виктор Григорьевич.

На магистрали хорошо помнят и то, что при Атласове железнодорожники получили более 100 тыс. кв. м жилья, а на станции Отрожка появились поликлиника и больница, что именно тогда началось строительство современного корпуса дорожной клинической больницы на станции Воронеж-1. В те же годы ЮВЖД приютила под крышей своего Дворца культуры воронежский Камерный театр, который сейчас известен на всю страну.

Уйти с поста начальника магистрали Атласов решил в ноябре 1997 года, когда ему исполнилось шестьдесят лет. Летом следующего года он сказал министру путей сообщения Николаю Аксененко, что готов уступить место молодым. «Он пошел мне навстречу, но сказал, что грех не использовать мой опыт. И предложил возглавить представительство МПС в Венгрии. Я согласился: занимался деловыми контактами, контролировал прохождение грузов через пограничные переходы. После тех нагрузок, которые испытывает начальник дороги, мои «венгерские обязанности» казались отдыхом», – смеется Виктор Григорьевич.

После Венгрии Атласов полгода проработал в Москве, но понял, что это не его город – неудержимо тянуло в родные края. И вернулся на Юго-Восточную. Сегодня Виктор Григорьевич Атласов, кавалер ордена «Знак Почета», дважды награжденный знаком «Почетный железнодорожник», заслуженный работник транспорта Российской Федерации, по-прежнему служит магистрали, занимая пост советника начальника ЮВЖД.

Вячеслав Запорожец,
соб. корр. «Гудка»
Воронеж

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31