03 декабря 2021 04:47

Выбор не за горами

Армения решила передать свои железные дороги в концессию

Армения решила передать свои железные дороги в концессию. Победитель получит в управление на 50 лет предприятие, зажатое между не очень дружественными странами. Будущему концессионеру придется решать вопросы интеграции армянской железнодорожной сети в какой-нибудь международный транспортный коридор.
Армения решила передать свои железные дороги в концессию

Основное требование к будущему концессионеру – опыт в реализации крупных инфраструктурных проектов
Победитель получит в управление на 50 лет предприятие, зажатое между не очень дружественными странами. И, чтобы сделать его успешным, будущему концессионеру придется решать вопросы интеграции армянской железнодорожной сети в какой-нибудь международный транспортный коридор.


Историческое окружение

Армения – единственная страна в Закавказье, не имеющая выхода к морю. До распада Советского Союза это не играло существенной роли. Но после 1991 года отношения с соседями у Армении стали стремительно портиться.

Еще в конце 1980-х годов руководство Армянской ССР поддержало идею армянского большинства Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР о присоединении этой области к Армении. Естественно, Азербайджан с этим категорически не согласился.

В 1991 году отдельные вооруженные стычки переросли в полномасштабную войну между Арменией и Азербайджаном. В 1994 году стороны подписали соглашение о прекращении огня, но их территориальный спор до сих пор не решен. Нагорный Карабах тем не менее фактически находится в составе Армении.

Не в лучшем состоянии находятся и армяно-турецкие отношения. Большая часть исторической Армении до 1923 года входила в состав Османской империи, а сейчас находится на территории Турции. Мир с Турцией часто выглядит холоднее войны.

Азербайджан и Турция до сих пор полностью блокируют автомобильное, авиационное и железнодорожное сообщение с Арменией. Это очень эффективная блокада, потому что железнодорожная сеть Армении имеет всего четыре стыка с дорогами соседей: один – на границе с Азербайджаном, один – с Турцией, один – с Грузией и один – с Ираном через территорию Нагорного Карабаха. Функционирует только погранпереход на грузинской границе.


В результате Армянские железные дороги после 1991 года стали тупиковыми, через них невозможен никакой транзит. Да и единственный пункт пропуска с Грузией отличается невысокой надежностью и пропускной способностью. Все это приводит к перебоям с поставками даже самых необходимых товаров. Например, в 1990-е годы жители Еревана вырубили все зеленые насаждения в городе, чтобы ими отапливать свои жилища зимой.

Тем не менее сейчас в стране, как и на всем постсоветском пространстве, происходит экономический бум. За девять месяцев 2007 года ВВП Армении увеличился на 13,2% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года и достиг $5,8 млрд (145 млрд руб.) Объем внешней торговли при этом превысил $3 млрд (75 млрд руб.)


Одинокая наследница

Сетью железных дорог Армении управляет государственная компания ЗАО «Армянские железные дороги» (АЖД), генеральный директор которой Арарат Хримян одновременно является и руководителем департамента железнодорожного транспорта министерства транспорта и связи Армении.

АЖД владеют примерно тремя тысячами грузовых и 50 пассажирскими вагонами, 55 локомотивами и 30 секциями электропоездов. На конец 2006 года стоимость активов АЖД оценивалась в 925 млн руб. С числом сотрудников 4,2 тыс. человек компания занимает четвертое место в списке крупнейших работодателей Армении после ЗАО «Электросети Армении», ЗАО «АрмРосГазпром» и ЗАО «АрменТел».

В 2006 году АЖД увеличили объем перевезенных грузов на 0,7% – до 2,7 млн тонн. Число перевезенных пассажиров составило около 700 тыс. человек. Однако это почти в 10 раз меньше объемов перевозок времен СССР, когда по железным дорогам республики ежегодно перевозили около 25 млн тонн грузов. Сейчас через железнодорожный стык с Грузией идет 80% грузопотока АЖД. Направление – на черноморские порты Грузии, а оттуда в Россию и на Украину.

В 2006 году АЖД получили чистую прибыль в размере $1,2 млн (30 млн руб.).

Однако инвестиции АЖД в содержание инфраструктуры являются крайне недостаточными и составляют 25 – 50 млн руб. в год. В то же время, по оценке специалистов Всемирного банка, инвестиции в развитие АЖД в течение 15 лет должны составить $170 – 180 млн (4,25 – 4,5 млрд руб.)


Отдать на время

Впервые о желании передать железнодорожную сеть Армении в концессию стало известно осенью 2006 года. 11 октября 2006 года в Ереване на заседании Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества министр транспорта и связи Армении Андраник Манукян заявил, что правительство обсуждает такую возможность. В ответ президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин на этом же заседании сказал, что компания рассмотрит вопрос об участии в таком тендере. А российский министр транспорта Игорь Левитин, комментируя заявление коллеги из Армении, заметил, что российским компаниям «концессия будет выгодна», потому что поможет восстановить участие АЖД в международных транспортных коридорах.

В свою очередь эксперт инжиниринговой компании «2К» Борис Закс объясняет передачу железных дорог Армении в концессию потребностью АЖД в инвестициях, которые экономика Армении обеспечить не в состоянии. «Сейчас железнодорожная отрасль Армении находится не в лучшем состоянии, и республике действительно не хватит ресурсов, – заявил он «Гудку». – А передавая дорогу концессионеру, правительство обеспечивает ее эффективное развитие, при этом перекладывая на него в том числе и бремя инвестиций. Вполне возможно, что руководство Армении нашло такой вариант более приемлемым, чем инвестировать и управлять железными дорогами самостоятельно».

Будущего концессионера было решено определить на конкурсе. Консультантом подготовки АЖД к конкурсу был выбран Всемирный банк, в работе также участвует и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

В это время с состоянием дел в АЖД знакомились и возможные концессионеры. Так, заместитель начальника департамента управления имуществом ОАО «РЖД» Игорь Пачосик заявил «Гудку», что тогда представители российской компании обратили внимание на проблемы с имуществом АЖД – там не до конца была завершена работа по оформлению в собственность объектов имущества и инфраструктуры. И сейчас руководство АЖД занимается, в частности, и этими вопросами.

Окончательный вариант концессии правительство Армении представило потенциальным партнерам в Лондоне 6 сентября. Приглашения были направлены железнодорожным компаниям 40 стран. Там же были заявлены окончательные параметры концессии: срок концессионного управления составит 30 лет с правом пролонгации еще на 20 лет, ежегодные выплаты правительству Армении – 2% выручки от перевозки грузов, а гарантией выполнения обязательств со стороны концессионера станет задаток в $10 млн (250 млн руб.).

Итоги первого этапа конкурса министр транспорта и связи Армении объявил 15 октября. К дальнейшим переговорам были допущены две компании: ОАО «РЖД» и индийская Rail India Technical and Economic Services (RITES). Имя концессионера АЖД Андраник Манукян пообещал назвать в январе 2008 года.


Кто победит?

«Неудивительно, что железнодорожная сеть Армении интересует ОАО «РЖД», – считает Борис Закс. – Индия также готова вкладывать деньги в перспективные проекты. А в том, что АЖД – проект перспективный, сомнений нет. Армянская железная дорога может стать ключевой составляющей международного транспортного коридора «Север – Юг» с участием Ирана и Турции».

Россия, которая также не граничит с Арменией, все же может быть заинтересована в поставках через АЖД грузов напрямую из Ирана и далее через Абхазию (республика в составе Грузии) в Россию. «Проложить прямой железнодорожный путь на юг по дружественным территориям Москве вполне по силам», – уверен Борис Закс.

Если этот проект удастся реализовать, перевозки по АЖД возрастут многократно – по оценкам некоторых армянских экспертов, до 1 млрд тонн в год. Индийской компании сделать это будет гораздо сложнее. И именно это может стать решающим при определении победителя конкурса.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31