28 июля 2021 02:02

Железная бумага

Инфраструктурные проекты получат дополнительное финансирование

На фондовом рынке России ожидается появление нового долгосрочного инструмента – инфраструктурных облигаций. Это не только расширит возможности инвесторов, но и станет еще одним способом привлечения частных средств для реализации крупных инфраструктурных проектов государственного значения.
Инфраструктурные проекты получат дополнительное финансирование

Деньги на инфраструктуру предстоит привлекать молодым
На фондовом рынке России ожидается появление нового долгосрочного инструмента – инфраструктурных облигаций. Это не только расширит возможности инвесторов, но и станет еще одним способом привлечения частных средств для реализации крупных инфраструктурных проектов государственного значения.

«С точки зрения развития транспортной инфраструктуры наша страна и наша экономика являются весьма запущенными, – заявил президент Владимир Путин на заседании Госсовета в Красноярске. – И сегодня недостатки в транспортной отрасли, так же, как и в энергетике, сдерживают наше экономическое развитие». Он отметил, что преодолеть серьезные проблемы транспортной инфраструктуры, связанные, например, с изношенностью основных фондов на 40 – 80%, может государственно-частное партнерство (ГЧП).

Хорошим инструментом ГЧП могут стать инфраструктурные облигации. Необходимость внедрения новых бумаг на рынок озвучивалась главами всех профильных ведомств – транспортного, финансового и экономического.

За счет привлеченных средств планируется модернизировать и построить автомобильные и железные дороги, аэропорты, гидротехнические сооружения в морских портах, возможно, линии электропередачи (ЛЭП), а также трубо- и нефтегазопроводы. Всего речь идет о 30 проектах ГЧП.

Сейчас большую работу по подготовке необходимых условий для появления на российском рынке нового инструмента ведет ООО «Дойче банк», и опробовать новый инструмент он хочет на Западном скоростном диаметре в Санкт-Петербурге. «Конкретные параметры выпуска будут разрабатываться для каждого определенного проекта, исходя из сроков его реализации и окупаемости, – сообщил председатель правления банка Йерг Бонгартц. – Учитывая большой размер инфраструктурных проектов, объем эмиссии может достигать миллиарда долларов в рублевом эквиваленте».

Проектные облигации будут иметь срок обращения до 25 лет, и основными покупателями таких инструментов станут страховые компании и пенсионные фонды, то есть те, кому нужны рублевые активы. Доходность по ним будет зависеть от механизма реализации проекта и, в частности, обеспечения или необеспечения гарантий.

«Мы предполагаем, что эмитентом будет выступать специально созданная компания для реализации конкретного инфраструктурного проекта, возможно, концессионер по концессионному договору, – уточнил Йерг Бонгартц. – Возврат инвестиций по такого рода проектам может идти, например, через тарифные механизмы – тарифы за пользование мостами, дорогами, иными инфраструктурными объектами».

Необходимость появления транспортных бондов объясняется недостатком финансирования инфраструктурных проектов, нехваткой высококачественных заемщиков, а также избыточной ликвидностью, в том числе пенсионных фондов.

Предпосылки для внедрения нового финансового инструмента тоже имеются – благоприятная экономическая конъюнктура и наличие средств у государства для осуществления инвестиций. Но вместе с тем объемы требуемых вложений не позволяют реализовывать проекты исключительно за счет государства. Невозможно это сделать также только силами частных инвесторов вследствие их высокой инвестиционной стоимости либо длительного периода окупаемости. «Таким образом, частные инвесторы смогут поучаствовать в масштабном проектном финансировании, которое до сих пор было недоступно в силу объемов», – резюмировал Йерг Бонгартц.

Однако до выпуска нового вида долговых бумаг предстоит еще внести изменения в законодательную базу, чтобы использование их было максимально эффективным. По словам председателя правления «Дойче банка», чтобы вывести на российский финансовый рынок инфраструктурные облигации, потребуется ряд законодательных шагов, касающихся в основном закона о ценных бумагах, возможно, о концессиях и об использовании средств Инвестиционного фонда. В банке уже сформирована рабочая группа при поддержке ФСФР для разработки рекомендаций по созданию нового инструмента. «В ближайшие месяцы мы планируем сформулировать конкретные предложения по этому проекту», – отметил Йерг Бонгартц.

Инфраструктурные облигации уже доказали свою эффективность в ряде стран Европы и Америки. Еще сравнительно недавно их начали применять в Китае и Казахстане.

«Идея не новая и достаточно хороша, судя по опыту современной работы, например, в Китае. Полагаю, что она весьма перспективна. Единственное, я не могу согласиться с руководителями Министерства финансов, которые говорят, что эти облигации хороши для так называемых окупаемых проектов. Такие коммерческие проекты и без этих облигаций имеют повышенный спрос. Речь идет о проектах с длительной окупаемостью, а именно инфраструктурных проектах, и китайцы показывают хороший пример», – считает президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

«Среди инвесторов такие бумаги РЖД будут пользоваться большой популярностью, – считает аналитик по рынку инструментов с фиксированной доходностью ОАО «Собинбанк» Юрий Голбан. – Ведь при сравнимом с облигациями федерального займа (ОФЗ) уровне риска они будут предлагать небольшую премию. Доходность по таким бумагам, как ожидается, будет немного выше, чем у ОФЗ, но ниже сравнимых облигаций РЖД. Пенсионным фондам, страховым компания и институтам развития они позволят повысить доходность без значительного роста рисков.


Справка «Гудка»
    Инфраструктурные облигации – это ценные бумаги, которые будут выпускаться государством либо компанией-концессионером для финансирования инфраструктурных проектов. Схема сотрудничества между сторонами заключается в том, что строительство объекта (железная дорога, аэропорт, линия электропередачи и т.п.) ведется за счет привлечения частных инвестиций. В соглашении прописываются условия и стоимость строящегося объекта.
    По завершении строительства концессионер передает объект в собственность государства, которое самостоятельно решает, делать его объектом всеобщего бесплатного пользования или дать ему коммерческий статус.
    В рамках соглашения государство обязано создать все необходимые условия, чтобы предприниматель мог выполнить свои договорные обязательства. Если условия не будут выполнены, государству придется нести субсидиарную ответственность перед партнером. Это и обеспечивает высокую степень надежности облигаций.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31