25 июля 2021 07:04

Привлечь по-новому

Андрей Костин, президент – председатель правления ВТБ, член совета директоров ОАО «РЖД»: «Наилучший способ обеспечить требуемые объемы финансирования – эффективно использовать возможности отечественного финансового рынка»
Андрей Костин, президент – председатель правления ВТБ, член совета директоров ОАО «РЖД»
Основная задача модернизации железнодорожного транспорта страны – обеспечить опережающее внедрение инноваций. Это касается и технико-технологической стороны, и организационно-инфраструктурной, и, наконец, финансовой. Реформа железнодорожной отрасли ставит масштабные задачи как перед промышленностью, так и перед банковским сектором. В области финансовой поддержки «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года» применение инновационных продуктов неизбежно: сам огромный размер бюджета ее реализации диктует необходимость задействования новых механизмов и инструментов для привлечения средств. Мы готовы активно сотрудничать с железнодорожной отраслью в этом направлении.

Выполнение масштабной инвестиционной программы, запланированной до 2030 года в объеме 13,7 трлн руб., потребует задействования всех возможностей консолидации финансовых ресурсов. В том числе вовлечения в инвестиционный оборот пенсионных накоплений и сбережений населения, а также привлечения иностранного капитала. Наилучший способ обеспечить требуемые объемы финансирования – эффективно использовать возможности отечественного финансового рынка. Уже сегодня на нем есть практически все необходимые инструменты, позволяющие привлекать ресурсы для финансирования масштабных инвестиционных проектов.

РЖД в настоящее время используют лишь некоторые из имеющихся возможностей финансового рынка. Но радикальным образом расширить объемы привлечения ресурсов железнодорожная отрасль может только за счет использования новых для себя инструментов. Прежде всего это первичное публичное размещение акций (IPO). По нашим оценкам, при проведении IPO ОАО «РЖД» в объеме до 20% акций эмиссионный доход мог бы превысить 300 млрд руб. – около 12% инвестиционной программы компании, запланированной на период до 2030 года.

Еще одним источником финансирования инвестиционной программы РЖД могли бы стать инфраструктурные облигации, возможность введения которых в России обсуждается экспертным сообществом. Данный инструмент широко использовался при модернизации сети железных и автомобильных дорог множества стран Европы и Америки. Инвесторами в эти долговые бумаги, надежность которых гарантирована государством, выступали в том числе пенсионные и инвестиционные фонды. Мы считаем, что инфраструктурные облигации могли бы стать важным источником финансирования инвестиционной программы РЖД. Так, проект по строительству скоростной магистрали Москва – Нижний Новгород стоимостью около 300 млрд руб., по нашей оценке, мог бы быть на треть профинансирован за счет выпуска инфраструктурных облигаций.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31