03 декабря 2021 12:34

«Младший брат» из провинции

Финансовая аренда автомобильного транспорта возрастет на 30%

Финансовая аренда автомобильного транспорта возрастет на 30%

Флорчак Кшиштоф, генеральный директор лизинговой компании CARCADE
– Какими объемами характеризуется российский рынок автолизинга? Какое место он занимает в мире и в чем особенность данной отраслевой специализации?
– По данным рейтингового агентства «Эксперт», объем нового бизнеса в сегменте российского лизинга автотранспортных средств составил в 2006 году около 95 млрд руб., или $3,5 млрд. За минувший год в абсолютном выражении это дало прирост примерно $1,7 млрд – около 50%.
Такая активность финансовых показателей связана с особой привлекательностью отрасли в силу растущего спроса на автомобили и развития малого и среднего бизнеса. Об этом говорит и тот факт, что в России более 400 компаний предлагают автотранспорт в лизинг. Ну а если говорить о доле автолизинга в общем объеме всего лизинга, то она составила примерно 25%.
В среднесрочной перспективе, по прогнозам «Эксперт РА», к концу 2010 года при оптимистичном сценарии весь рынок лизинга имеет реальные шансы вырасти в 5 – 7 раз, при пессимистичном раскладе всего в 2,5 – 3 раза. Для автолизинга это предсказуемая ситуация. Рост этого сегмента напрямую связан с постоянным увеличением продаж легковых автомобилей. Эти два рынка развиваются с одинаковой динамикой.
Но я хочу отметить важную деталь. В будущем постепенное замедление роста рынка легковых автомобилей не должно привести к замедлению положительной динамики лизингового рынка. Дело в том, что сейчас количество лизинговых сделок в общем пуле продаж всех легковых автомобилей для корпоративного сектора составляет 17 – 20%. В то же время, как показывает западный опыт, примерно через 3 – 4 года автолизинг способен занять долю в этом сегменте до 40 – 50%. На это повлияет, прежде всего, рост макроэкономических и отраслевых показателей в целом.
Но есть и другие факторы. Например, периодическое обновление корпоративных автопарков при одновременном росте спроса со стороны малого бизнеса. Уже сейчас объем рынка лизинга для этих клиентов ежегодно удваивается, при этом ? всех договоров в автолизинге – сделки с малым бизнесом.
Одновременно идет активное региональное развитие.

– Какое соотношение спроса и предложения на рынке?
– Спрос превышает предложение. И это одна из главных особенностей, которая отличает рынок автолизинга от других лизинговых сегментов. Такие выводы можно сделать исходя из того, что появляются все новые и новые игроки и места пока хватает всем.
Так же ожидается в ближайшей перспективе выход на рынок крупных западных игроков. Эти компании придут со своим опытом, технологиями и продуктами, что приведет к обострению конкуренции. Однако они не имеют опыта работы на российском рынке. И для того чтобы перенести их опыт на здешнюю действительность, потребуется некоторое время.

– Что можно отнести к факторам конкурентоспособности компании-лизингодателя?
– Взрывной рост рынка автолизинга привлек к нему внимание многих новых игроков. Неудивительно, что потребитель стал более разборчив в выборе. Теперь, чтобы оставаться конкурентоспособной компанией, необходимо повышать качество обслуживания. А для этого нужно предлагать клиентам уникальные продукты и повышать квалификацию персонала.
Многие компании ориентируются на предпочтения клиентов, их представления о выгодном продукте. На первом месте среди них – простота и мобильность. Поэтому игроки рынка нередко предлагают клиентам самим сформировать условия сделки. А лизингодатели работают по принципу мобильного офиса, отправляясь с необходимыми документами в офисы получателей. Еще некоторое время назад было наоборот.
Те же тенденции наблюдаются и в регионах, где лизинг развивается наиболее активно – к примеру, в Нижнем Новгороде, Волгограде и Екатеринбурге. По предварительным оценкам, результаты продаж нового продукта нашей компании в этих городах превысили ожидаемые объемы примерно на 15 – 20%.

– Что будет происходить с рынком в ближайший год, в ближайшие 5 – 10 лет? Каковы общие тенденции? Как изменится место автолизинга в общей структуре рынка?
– По нашим прогнозам, рынок будет расти в объеме 60 – 80%. Если же говорить о планах на ближайшие 5 – 10 лет, то автолизинговый бизнес напрямую зависит от таких показателей, как продажа автомобилей плюс заинтересованность организаций в приобретении автотранспорта. Сейчас эти два показателя демонстрируют уверенный рост, поэтому можно сказать, что автолизинг будет занимать достойную позицию в общей структуре лизинга.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30