03 декабря 2021 12:22

Регионы набирают обороты

Отсутствие единой арбитражной практики мешает развитию бизнеса

Несмотря на несовершенство законодательства, лизинг автотранспорта бурно развивается по всей стране. Необходимо регламентировать индивидуальные особенности механизма налогообложения сделок. Иначе  вероятность вольных трактовок законодательства возрастает.
Отсутствие единой арбитражной практики мешает развитию бизнеса

Чем дальше от столиц, тем выгоднее автолизинг
Несмотря на несовершенство законодательства, лизинг автотранспорта бурно развивается по всей стране.


Бизнес в аренду

Основные лизинговые операторы в регионах – это в первую очередь крупные российские компании, которые в свое время открывали филиалы, ориентируясь на перспективу развития рынка, и теперь пожинают плоды своей дальновидности. Многие передают полномочия по приобретению оборудования своим территориальным подразделениям, в том числе и потому, что осознали неэффективность управления этими вопросами из центра.

Еще один набирающий силу игрок на региональном рынке, рассказали в Российской ассоциации лизинговых компаний «Рослизинг», – региональные компании, которые отлично знают рынок и аффилированы с местным бизнесом.

По словам директора по развитию бизнеса лизинговой компании Europlan Александра Михайлова, в 2006 году его компания более половины лизинговых сделок заключила в регионах. Наибольшую динамику проявили подразделения на Юго-Западе, Урале, Верхней и Средней Волге. При этом продажи автомобилей за последний год увеличились в полтора раза. Большим спросом в регионах пользуется техника ведущих мировых автопроизводителей – Ford, Mitsubishi, Renault, среди отечественных – «ВАЗ» и «ГАЗ».

Как рассказал «Гудку» главный инженер управления автомобильного транспорта Саратовской области Анатолий Авдеев, второй год здесь приобретают автобусы с использованием лизинговых схем. Недостатка компаний, участвующих в конкурсе, не было ни в прошлом году, ни в текущем. При этом методы в борьбе за клиента используются различные – от бонусных схем до попыток оспорить результаты лизинговых аукционов в суде.

По словам управляющего директора «РТК-Лизинг» Рубена Тумасяна, за крупных клиентов идет острая борьба. А средние и мелкие лизингополучатели обычно принимают решения, имея предложения от 3 – 4 лизинговых компаний.

В среднем на рынке одного региона обычно присутствуют примерно шесть компаний. Развитие лизинговых структур идет двумя путями: либо это лизинговые компании, действующие при местных банках, либо крупные федеральные лизинговые компании, действующие через филиалы или агентов в лице тех же местных банков, к примеру.

При этом проблем, связанных с законодательной базой и налоговым учетом по вопросам финансовой аренды, по мнению Александра Михайлова, не существует. Лизинг, особенно автотранспорта и самоходных машин, является одним из наиболее отработанных видов сделок, где права и обязанности сторон четко определены. А интересы лизингополучателя хорошо защищены.


Независимый арбитраж

Однако участники рынка продолжают жаловаться на наличие факторов, сдерживающих развитие этого бизнеса.

Как показал 2006 год, проблемы на местах возникали с правоприменением положений Налогового кодекса. Обширная арбитражная практика демонстрирует, что одинаковые ситуации по-разному трактуются судами, и это дает основания для активных действий Федеральной налоговой службы (ФНС) против некоторых лизингодателей, например в вопросах возмещения НДС.

По мнению юриста группы компаний «Интерлизинг» Ирины Леппик, пока в законодательстве в сфере лизинговых правоотношений существуют явные пробелы. Необходимо регламентировать индивидуальные особенности механизма налогообложения сделок. Иначе вероятность вольных трактовок законодательства возрастает.

В западных странах по этому вопросу существует прецедентное право: если было принято положительное решение однажды, то дальнейшее рассмотрение дел упрощается.

«Для России пока складывается совершенно иная ситуация: пример Москвы не показателен для Петербурга, а пример Петербурга – для Новосибирска. Таким образом, не существует единого правоприменения, нет единой арбитражной практики», – считает Ирина Леппик.

Отмечают участники рынка и временные факторы, которые пока мешают развитию лизинга.

Например, среди потенциальных клиентов есть значительная доля предприятий, которые еще не до конца осознали все преимущества лизинга. Кроме того, сеть дилеров и поставщиков автотранспорта в регионах находится лишь в стадии становления. Но это факторы объективные, еще несколько лет назад характерные и для центральных регионов.


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30