25 июля 2021 16:07

Ролики для колеса

Железнодорожный транспорт позволяет выжить подшипниковой отрасли страны

В последние годы благодаря растущим заказам ОАО «РЖД» оживает и развивается  производство железнодорожных подшипников. Однако машиностроители испытывают некоторую тревогу за будущее.
Железнодорожный транспорт позволяет выжить подшипниковой отрасли страны

Хороший подшипник поможет вагону не один раз обогнуть экватор
В последние годы благодаря растущим заказам ОАО «РЖД» оживает и развивается производство железнодорожных подшипников. Однако машиностроители испытывают некоторую тревогу за будущее.

Около 70% потребностей рынка в железнодорожных подшипниках обеспечивает Европейская подшипниковая корпорация (ЕПК). Остальную долю спроса восполняют иностранные компании. Корпорация работает по прямым контрактам с «Уралвагонзаводом», «Трансмашхолдингом», Тверским вагоностроительным заводом, «Алтайвагонзаводом», «Азовмашем» и другими, сообщил «Гудку» генеральный директор Управляющей компании ЕПК Андрей Татанов.

По его словам, с 2001 года в отрасли наметилась тенденция роста инвестиций в модернизацию и перевооружение производства. В большей степени развитию подшипниковой промышленности способствуют железнодорожники. (Подробное интервью с Андреем Татановым – на этой же странице.)

Между тем в самой отрасли не все гладко. За годы реформ утрачено более двух третей от былых производственных мощностей. На рынке осталось три-четыре игрока, которые чувствуют себя довольно стабильно, но вместе с тем испытывают некоторую тревогу за будущее.

На место выбывающих предприятий стремятся иностранные компании. Мировой подшипниковый рынок, емкость которого, по данным Объединения независимых консультантов и экспертов в области минеральных ресурсов, металлургии и химической промышленности, оценивается примерно в $25 – 30 млрд, четко поделен между пятью-шестью основными игроками, которые имеют заводы и сбытовые подразделения почти на всех континентах, это SKF, FAG, Timken и другие.

Фактически монополизировав мировой рынок, пятерка активно инвестирует как в технологии и развитие производства, так и в разработку новых продуктов. К примеру, в 2005 году Timken, занимающий на мировом рынке третье место, по данным всемирного исследовательского агентства Fredonia Group, инвестировал в НИОКР и перевооружение порядка $228 млн.

Такие объемы, по словам Андрея Татанова, совершенно несопоставимы с $40 – 50 млн, ежегодно вкладываемыми всей отечественной подшипниковой промышленностью в развитие. Эти цифры доказывают огромное конкурентное преимущество западных компаний, которое они, конечно, пытаются использовать и предлагают свои продукты на российском рынке.

Одновременно с мировыми гигантами на наш рынок проникают китайцы. По данным Минэкономразвития, с 2002 по 2005 год китайский импорт увеличился в 16 раз, заняв долю 26,8% в общем объеме ввозимых подшипников. Кстати, в Китае есть заводы пятерки мировых производителей, но свой отраслевой рынок Пекин надежно защищает квотами на поставки.

«К сожалению, такого нельзя сказать о нашей стране, где установлен самый низкий уровень ввозной пошлины на подшипники – 10% от объявленной цены, в США – от 50%, в Бразилии – 70% и в некоторых странах – до 80%», – говорит директор департамента коммуникаций Европейской подшипниковой корпорации Наталья Святославская.

«Бесконтрольный доступ импортной продукции довольно скоро может привести к утрате отрасли, а это далеко не тот сектор, с которым можно обойтись так легкомысленно», – считает генеральный директор ЗАО «ФинЭкспертиза. Консалтинг» Дмитрий Шустерняк.

Производство подшипников – это очень сложные металлургические технологии и процессы обработки материалов. Поэтому крайне необходимы меры для защиты рынка, поддержки отечественных производителей, чтобы они имели возможность инвестировать в НИОКР. «Это тот фундамент, – пояснил Дмитрий Шустерняк, – на котором потом растут технологии металлообработки и машиностроения, зато, теряя по частям эту отрасль, есть риск потерять в итоге все машиностроение, которое пока осталось в стране».

По словам Дмитрия Шустерняка, это производство – одно из немногих, которое имеет большое значение для национальной безопасности, и не случайно этой отрасли в прошлые годы уделялось большое внимание.

Как рассказала «Гудку» Наталья Святославская, к моменту распада СССР подшипниковое производство в стране было развито хорошо и по объемам производства и номенклатуре продукции представляло собой игрока если не мирового, то, по крайней мере, европейского уровня.

Другая тенденция, беспокоящая специалистов, это наблюдаемый на подшипниковом рынке России рост доли «серого» импорта. Причем этот рост происходит взрывообразно: с 1 – 2% в 1998 году до 13 – 15% в 2007-м.

Кстати, это теоретическая оценка экспертов Минэкономразвития, поскольку на самом деле цифра может быть значительно выше, предполагает Андрей Татанов. Это министерство в настоящее время ведет антидемпинговое расследование поставок подшипников из Китая.

Однако для железнодорожников проблем, связанных с «серым» китайским импортом, нет. Как рассказал «Гудку» заместитель начальника отдела продукции машиностроения Росжелдорснаба ОАО «РЖД» Виктор Хихлатый, компания закупает только сертифицированную продукцию отечественных подшипниковых заводов.

Впрочем, по словам Андрея Татанова, в 2005 – 2006 годах на Дальнем Востоке была зафиксирована попытка поставить контрафактные подшипники из Китая с маркировкой российского подшипникового завода.Однако благодаря службам безопасности и сервисного обслуживания ЕПК, а также контактам с ремонтными заводами ОАО «РЖД» эти подшипники на железную дорогу не попали.


Справка «Гудка»
    Европейская подшипниковая корпорация (ЕПК) основана в 2001 году, объединяет заводы: ОАО «Московский подшипник», ОАО «Московский завод авиационных подшипников», АО «Степногорский подшипниковый завод» (Казахстан), Волжский подшипниковый завод (Волгоградская область), ОАО «Завод авиационных подшипников» (Самара), ОАО «Саратовский подшипниковый завод». В корпорацию также входят Научно-исследовательский центр ЕПК, сервисно-сбытовое подразделение – ООО «Торговый дом ЕПК» и Управляющая компания ЕПК.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31