28 июля 2021 00:59

Необходим заслон контрафакту

Алла Уварова, заместитель генерального директора АКГ «Развитие бизнес-систем»

– Взрывообразный рост серого импорта подшипников на российский рынок является крайне рисковым и опасным для национальной экономики. Кроме того, это вопрос технологический устойчивости и технологической безопасности страны.

На первый взгляд, железнодорожной отрасли опасаться вроде бы нечего в отличие, скажем, от автомобильного транспорта с его широко развитой сетью сервиса и, как следствие, огромным числом игроков на рынке запасных частей и комплектующих.

Основных потребителей железнодорожных подшипников в стране сегодня два – это ремонтные подразделения РЖД и отраслевое машиностроение. Компания ОАО «РЖД» обладает государственным видением проблем, в частности, контрафакта, а также имеет мощные структуры обеспечения технической и технологической безопасности.

Не касается эта проблема и локомотиво- и вагоностроительных заводов, где существует система технического регулирования, которая ставит прочный барьер на пути контрафактного подшипника к сборочному конвейеру. Прочие крупные компании-перевозчики также имеют свои технические инспекции, которые анализируют каждый случай брака в работе.

Между тем потенциальная опасность в отрасли есть. В ходе структурной реформы железнодорожного транспорта появляется большое число собственников подвижного состава, демонополизируется рынок сервисно-ремонтного обслуживания, и, чтобы система эффективно функционировала, необходима поставка качественных запасных частей.

Однако не секрет, что образующиеся на базе частного капитала ремонтные предприятия, мелкие компании собственников подвижного состава в условиях конкурентной борьбы готовы перейти на демпинговые цены по ремонту и они, безусловно, заинтересованы в приобретении дешевых запасных частей и комплектующих и, соответственно, могут стать главными покупателями контрафактной продукции. При этом их очень сложно проконтролировать. Очевидно и то, что малые частные компании из экономических соображений не всегда заинтересованы в содержании целого аппарата технического контроля.

Система поставки запчастей должна исключать доступ подделкам
В такой ситуации, безусловно, надо учитывать тот факт, что в конечном счете находящиеся в частной собственности вагоны, поставленные на некачественные подшипники, выходят на пути общего пользования и, обращаясь по сети железных дорог, несут угрозу схода подвижного состава с тяжкими последствиями.

Совершенно очевидно, что уже сегодня необходимо создавать условия, при которых у частных компаний не будет искушения пользоваться контрафактной продукцией. Нужно выстраивать определенные заградительные барьеры. Очевидно, что в этой ситуации целесообразно пойти по пути, давно уже опробованному в цивилизованных странах, которые ограждают свою экономику как от экспансии недобросовестных зарубежных производителей вообще, так и от контрафактной продукции в частности.

В первую очередь в ряду таких мер должно быть осуществлено ужесточение таможенных процедур. Далее целесообразна определенная протекционистская политика по отношению к отечественным производителям, конечно, если таковые существуют и выпускают качественную продукцию.

Защита рынка с помощью ужесточения таможенного законодательства, таможенных процедур и введения каких-либо дополнительных функций технического надзора либо применение жестких санкций к предприятиям, виновным в допущении брака по причине использования контрафактной продукции, – все это комплекс административных и законодательных мер.

Если же говорить об экономических мерах, то государство должно избрать для себя некую стратегию влияния на эту отрасль. Как пример это может быть покупка пакетов акций тех предприятий, где государство не является собственником, чтобы оказывать влияние на качество выпускаемой продукции через корпоративные процедуры.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31