05 декабря 2021 02:14

Островок безопасности

Михаил Зубов, политический обозреватель газеты «Гудок»: «Международный день толерантности, к которому на минувшей неделе была приурочена масса мероприятий по всему земному шару, в нашей стране опять остался незамеченным.  Может быть, и не нужен нам этот праздник вовсе?»
Михаил Зубов, политический обозреватель газеты «Гудок»:

– В России вроде бы любят праздники и внимательно относятся к памятным датам. Однако Международный день толерантности, к которому на минувшей неделе была приурочена масса мероприятий по всему земному шару, в нашей стране опять остался незамеченным. Может быть, и не нужен нам этот праздник вовсе? Веротерпимость в России и без него имеет многовековую историю. В отличие, кстати, от многих стран Европы, где только-только начинают привыкать к тому, что на их территориях растут исламские общины, и пока испытывают страх перед «посланцами другой цивилизации». Вот пусть они день толерантности и празднуют. А у нас русские и татары – православные и мусульмане – мирно сосуществуют уже как минимум 400 лет.

А может быть, не нужен нам этот праздник по противоположной причине: в той же Москве, сколь ни пропагандируй межконфессиональный мир, людей, имеющих в лексиконе слово «чурка», меньше не становится. Может, лучше вообще забыть эту острую тему?

Век назад к подобному выводу пришли большевики. Насаждаемое ими безбожие обосновывалось в том числе и такой внешне рациональной формулой: нет Бога, нет церквей и национальностей, а значит, и причин для религиозно-этнических конфликтов не должно остаться. Существует только одна национальность – «советский человек» и одно вероисповедание – коммунист. Не получилось.

Возрождение церквей в России практически совпало с началом войны в Чечне. И сформировавшиеся в эпоху атеизма политики и журналисты не со зла, а от теософской своей необразованности посеяли опасную мешанину в умах, путая слова «террорист», «экстремист» и «шахид», «мусульманин». Ну какое, скажите, отношение к исламу имели снайперши из Прибалтики и украинские националисты из УНА-УНСО, воевавшие на стороне боевиков в Чечне? И наоборот, именно мусульмане, ополченцы из Дагестана, внесли решающий вклад в победу России над международными бандформированиями в 1999 году. Однако путаница продолжается и по сей день. В результате нее у многих россиян словосочетание «Аллах акбар!» вызывает тревогу. Строительство новых мечетей наталкивается на раздражение иного обывателя, который, вместо того чтобы полюбоваться архитектурой, обходит это место стороной, считая его в прямом смысле слова взрывоопасным.

В северном городе Когалыме при советской власти не было ни одной церкви. А в девяностые разгорелся спор: и православные, и мусульмане, которых там примерно поровну, хотели построить свой храм. В одно и то же время. Примерно на одном и том же месте. Эта площадь вполне могла превратиться в яблоко раздора, но в итоге стала своего рода островком безопасности и мира. Потому что решение нашли мудрое: златоглавую церковь и мечеть начали строить в один день рядом друг с другом. Строили сообща и в один день закончили, стали принимать прихожан. Кстати, оба храма теперь считаются жемчужинами Сибири.

Применим ли северный рецепт ко всей стране? Возможен ли глубокий конфликт между мусульманами и христианами в России? Об этом дискутируют эксперты «Гудка».

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30