06 декабря 2021 02:33

Зеленый фон для триколора

Великими становились лишь державы, сумевшие инкорпорировать разные религии и этносы

Великими становились лишь державы, сумевшие инкорпорировать разные религии и этносы. Две великие цивилизации, христианская и мусульманская, переплелись в России. Эксперт «Гудка» оценивает, что получилось – взрывоопасная смесь или устойчивый политический катамаран?
Великими становились лишь державы, сумевшие инкорпорировать разные религии и этносы

Две великие цивилизации, христианская и мусульманская, переплелись в России. Эксперт «Гудка» оценивает, что получилось – взрывоопасная смесь или устойчивый политический катамаран?

Виталий Наумкин, доктор исторических наук, заведующий центром арабских исследований Института востоковедения РАН, президент российского Центра стратегических и политических исследований, член Британского общества ближневосточных исследований (BRISMES).
– Терроризм все чаще прикрывается зелеными знаменами ислама. Наши политические пессимисты предрекают: исламский фактор дестабилизирует изнутри Россию, мусульманские республики – «слабое звено», с которого может начаться раскол Российской Федерации. Так ли?
– Напротив, события в Чечне как раз показали, что традиционный российский ислам является стабилизирующим фактором. Хочу подчеркнуть: чеченский конфликт начинался как этнический сепаратизм чистой воды. И генерал Дудаев, и полковник Масхадов, и землемер Басаев были плохо знакомы с исламским учением, попивали водочку и коньячок. Исламские лозунги сепаратисты подняли позже, чтобы сплотить союзников внутри России и привлечь международную помощь. На революционной волне самоопределения муфтий Ахмат Кадыров даже объявил джихад России. В Чечню прибыли эмиссары арабских экстремистских организаций, экспортировали практику террора и радикальный ислам. Это испугало Кадырова. Он был глубоко привержен традиционному для России цивилизованному исламу. У Кадырова хватило силы и мужества осознать: воссоединение Чечни с Россией не только принесет мир, но и вернет привычную веру предков.
В царский период российский ислам веками сдерживал и сглаживал межнациональные конфликты внутри уммы (мусульманского сообщества). В России никогда не было межрелигиозных войн. В отличие от Европы с ее крестовыми походами и войнами между католиками и протестантами. Россия никогда не теряла территорий по религиозным мотивам.
Теперь о корнях международного исламского террора. Подчеркну: терроризм зародился в мире до появления ислама. Еще в III веке иудейская секта зелотов применяла террор против римских завоевателей. После Второй мировой войны «чемпионом» по терактам была католическая Латинская Америка. В 80 – 90-х годах теракты (в том числе с использованием женщин-смертниц) применялись в конфликте тамилов-индуистов с сингалами-буддистами. Ислам пришел к террору позже других религий, когда палестинцы стали рассматривать террор как единственно доступное им средство борьбы с заведомо более мощным Израильским государством. Разрастанию исламского террора до международных масштабов способствовали события в Афганистане и Ираке, безудержная глобализация и силовое навязывание мусульманскому миру западных ценностей и западной культуры.

– Чем наш традиционный ислам отличается от заграничного?
– В исламе нет клира, то есть «церковной вертикали». Присутствует внутренняя демократия. Община может сама выбрать имама и улемов, которые являются своего рода «консультантами» по правильному соблюдению обрядов. Но они не рассматриваются как посредники между верующими и Аллахом. В России со времен Екатерины II существуют Духовные управления мусульман, которые объединяют общины по территориям. ДУМы возглавляют муфтии. Отсутствие «единоначалия» в мировом исламе способствовало «плюрализму» в толковании Корана, породило множество течений. В России испокон веков преобладает суннизм ханафистского толка. Эта школа отличается наибольшей веротерпимостью и толерантностью. Популярен далекий от политики суфизм. Российские мусульмане, безусловно, принадлежат к наиболее образованной и модернизированной части мусульманского мира. Знаковый факт: у РПЦ отношения с мусульманской уммой лучше, нежели с католиками и протестантами, которые занимаются «переманиванием» верующих. Кто, кроме религиоведов, знает о спорах и проблемах между РПЦ и уммой? Все улаживается без публичных конфликтов и провокаций. Православные и мусульмане часто выступают единым фронтом. Например, муфтият поддержал заявление Русского национального собора против навязывания западных (либеральных) ценностей, в защиту традиционной морали и нравственности.
Однако сейчас в российской умме нарастает серьезная проблема: после распада Союза молодежь постигает ислам в арабских странах. Оттуда наши будущие имамы возвращаются с чуждыми для России радикальными взглядами. Между тем и в царский, и в советский периоды исламские кадры обучались-готовились внутри страны. Власти понимали, насколько политически важно обеспечить преемственность отечественного ислама. Необходимо срочно восстанавливать эту традицию.

– Сколь многочисленно и влиятельно российское мусульманское сообщество?
– Согласно последней переписи этнических мусульман – татар, башкир, аварцев, чеченцев и других народов, традиционно исповедующих ислам, – в России немногим более
14,5 млн. То есть всего-то около 10% населения России. Далеко не все из них соблюдают религиозные предписания. Но мусульманские обычаи вошли в привычку, в менталитет, люди осознают принадлежность к исламской цивилизации. Традиционно много этнических мусульман в Российской армии и силовых структурах, в правительстве и крупном бизнесе. В Госдуме есть мусульманское депутатское объединение.
Говорить о мусульманских республиках некорректно. Например, в Татарстане почти половина – русские и представители других немусульманских этносов. За пределами Татарстана татар живет больше, чем в самой республике. Аналогичная поликонфессиональная ситуация в других республиках. Для России характерно взаимопроникновение культур, это делает наше общество духовно богаче. Моноконфессиональные и моноэтнические государства ущербны культурно и экономически, они не адаптированы к встрече с внешним миром. Великими становились лишь державы, сумевшие инкорпорировать разные религии и этносы.

Генерал Дудаев и землемер Басаев были плохо знакомы с исламским учением
– Многие либеральные политологи считают, что «братание» России с мусульманским миром отдаляет нас от Европы, демократии и либеральных ценностей. Мол, «шариат наступает»! Россия стала наблюдателем в Организации исламских государств, наша экономика «исламизируется»…
– Европа сама быстро исламизируется. Во Франции мусульмане уже сейчас составляют 10% населения, как у нас. Через 20 лет вся Европа на 10% будет мусульманской. Их мусульмане – это мигранты, которые оказались в чужом мире, общаются в своих замкнутых сообществах. Большинство имамов-эмигрантов настроены радикально, потому что нет традиций местного, европейского ислама. С другой стороны, у европейцев жуткая исламофобия, страх перед чуждой цивилизацией. Европе предстоит тяжкий путь «переваривания» и привыкания к исламу, глобализация иного выбора не оставляет. Мы это давно прошли. Потому российский опыт крайне актуален для Европы и востребован в мире. Благодаря географическому положению и союзу религий Россия может стать мостом между Европой и Востоком. Христианско-мусульманское двуединство позволяет России проводить сильную, независимую, многовекторную внешнюю политику.
Хочу отметить, что в мусульманских странах вопреки распространенному в Европе заблуждению толерантное и дружественное отношение к своему христианскому меньшинству. В мае мне довелось участвовать в «круглом столе» по проблеме диалога цивилизаций и борьбы с терроризмом, который организовал в Иордании Центр национальной славы России, председателем попечительского совета которого является Владимир Якунин. В этой стране 10% православного населения.
Конференции такого формата очень важны для взаимопонимания между народами и странами, позволяют обмениваться опытом, смягчают межцивилизационные противоречия.
Диалог России с мусульманским миром, у которого гигантский экономический потенциал, обоюдовыгоден. Исламские инвестиции полезны России. Но необходимо учитывать, что ислам запрещает ростовщическую прибыль и обязывает заниматься благотворительностью. Исламские банки, действующие по изощренным схемам, позволяют мусульманам выполнить эти требования. Интересный и достойный опыт. У нас уже есть один исламский Форте-банк. Внутри российского мусульманского сообщества дискутируется вопрос, можно ли и нужно ли инкорпорировать (узаконить для мусульман) шариатские нормы наследства и многоженство. Звучат предложения о раздельном обучении мальчиков и девочек… Я уверен, что для большинства российской уммы это неактуально. Но по либеральным нормам все и каждый вправе выстраивать личную и семейную жизнь согласно убеждениям.

Беседовала Елена Пеструхина


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30