24 октября 2021 06:44

Технологии прорыва

Александр Мишарин, заместитель министра транспорта
Бурное развитие средств навигации и связи, растущие объемы перевозок обуславливают необходимость применения современных спутниковых технологий на объектах транспортного комплекса страны, и прежде всего в его железнодорожном сегменте.

В России, обладающей огромной территорией, огромным количеством объектов транспортной инфраструктуры и подвижного состава, этот вопрос приобретает особую актуальность.

Использование навигационных спутниковых технологий позволит обеспечить оптимальное управление транспортными потоками и переработкой грузов, контроль их местонахождения, а также непрерывное слежение за соблюдением условий безопасности, что особенно важно для перевозок опасных и специальных грузов. В свою очередь отслеживаемость грузов выведет на новый уровень эффективность и управляемость перевозок, а значит, за счет повышения их качества и безопасности поможет увеличить объемы транзитных грузопотоков.

Россия должна использовать свои географические преимущества. И уже становится понятно, что добиться этого без прорывных технологий будет сложно.

При этом для успешной реализации проектов в области развития спутниковых технологий в числе прочих необходимо решать задачи совместимости и взаимодействия российских систем с зарубежными системами обеспечения комплексной безопасности и управления перевозочным процессом. Это поможет дальнейшей интеграции в мировые транспортные структуры. Конечной целью является полный переход на использование средств спутниковой навигации на всех этапах транспортных операций, и здесь важнейшая роль отдается нормативно-правовому обеспечению этого процесса.

Наша цель – переход на использование спутниковой навигации на всех этапах транспортных операций
Первым нормативным актом в этой области стал проект федерального закона «О навигации». Он еще нуждается в доработке, но в целом это важный документ.

Дальнейшего совершенствования требует и работа по координатно-временному навигационному обеспечению транспортного комплекса. Без нее невозможно добиться эффективного использования отечественной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС, а также ее функциональных дополнений наземного и космического базирования – так называемых дифференциальных станций.

В связи с восстановлением функциональных возможностей системы ГЛОНАСС наряду с традиционными потребителями навигационных услуг, такими как воздушный и морской транспорт, впервые появилась реальная возможность обеспечить глобальную навигацию других видов транспортных средств – автомобильного, железнодорожного и речного. Все это не только во много раз повысит безопасность транспортного комплекса страны, но и обеспечит его экономическую эффективность.

Сегодня Россия идет по пути обеспечения прозрачности и безопасности своего транспортного комплекса. Говоря образно, она перестает быть «черной дырой». Это очень важно для того, чтобы наша страна действительно стала транзитной, а отечественная транспортная система была задействована на полную мощь, работая как на внутренние перевозки, так и на импорт, экспорт. Но в то же время она должна быть интегрирована в мировую транспортную сеть, а без современных спутниковых технологий это невозможно.

Справка «Гудка»
    ГЛОНАСС – глобальная навигационная спутниковая система, являющаяся российской версией GPS и создаваемая для военных и гражданских целей. В июне 2005 года постановлением правительства было принято решение о поэтапном – до 1 января 2009 года – оснащении аппаратурой ГЛОНАСС космических аппаратов, воздушных, морских и речных судов, автомобильного и железнодорожного транспорта, используемого для перевозки пассажиров, специальных или опасных грузов, а также приборов и оборудования, применяемых при проведении геодезических и кадастровых работ.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30