28 октября 2021 08:36

Транспортная составляющая

Как цены зависят от инвестиций в дороги, науке неизвестно

Как цены зависят от инвестиций в дороги, науке неизвестно. Проблема, как отразятся масштабные вливания средств в транспортный комплекс на макроэкономических показателях, стала ключевой на Шестом Международном инвестиционном форуме «Сочи-2007».
Как цены зависят от инвестиций в дороги, науке неизвестно

Чем лучше дороги, тем ниже цена
По планам руководства страны инвестиции в транспортную инфраструктуру с каждым годом будут увеличиваться. Однако в классической теории это чревато инфляционным всплеском. Проблема, как отразятся масштабные вливания средств в транспортный комплекс на макроэкономических показателях, стала ключевой на Шестом Международном инвестиционном форуме «Сочи-2007».

Игорь Левитин, министр транспорта:
– Инвестиции в транспортные проекты снижают уровень транспортных издержек и тем самым сдерживают рост инфляции, являясь, на наш взгляд, важным моментом с точки зрения антиинфляционного воздействия на экономику.

Алексей Кудрин, заместитель председателя правительства – министр финансов:
– Г-н Левитин заявил, что расходы на транспортную инфраструктуру не имеют инфляционного характера и даже, наоборот, имеют антиинфляционный характер. К сожалению, это не так. Если бы это было так, то нам достаточно было печатать деньги в ЦБ, все больше и больше, направлять их на строительство дорог, и у нас инфляция бы снижалась. Но, к сожалению, этот тезис не выдерживает критики.

Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД»:
– Не могу согласиться с Алексеем Леонидовичем. Анализ, который мы провели, показывает, что действительно инвестиции в инфраструктуру в краткосрочной перспективе, приблизительно до 5 лет, вообще не затрагивают никаких инфляционных процессов, с 6-го по 8-й год возможно увеличение инфляционных процессов. Но при этом мы все наблюдаем примеры, которые существуют в мире, в том же Китае, в странах Юго-Восточной Азии и в других странах. Возникает вопрос: почему мы такие удивительные – у всех не вызывает инфляции, а у нас вызывает?

Андрей Андреев, старший вице-президент ОАО «РЖД»:
– С точки зрения классиков экономики, если мы подходим к инфляции как к отношению «сумма цен товаров к денежной массе» и если мы рассматриваем формулу линейно, то, безусловно, инвестиции в инфраструктуру, увеличивая денежную массу, ведут к увеличению инфляции. В то же время, по теории ряда других экономистов, если вы вкладываете деньги в инфраструктуру, которая ведет к увеличению скорости оборачиваемости капитала, к снижению издержек, то есть к увеличению товарной массы, то это в свою очередь уменьшает инфляционные процессы. Поэтому многое зависит от качества инвестиций, вкладываемых в инфраструктуру.

Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства:
– Если мы сравним отраслевую динамику транспорта с динамикой ВВП, то мы увидим существенное опережение роста транспорта как по стоимости, так и по физическим объемам по сравнению с другими отраслями. Цифры эти широко известны, транспорт растет в целом на 1 – 2% быстрее, чем ВВП, и здесь мы подходим к неожиданному выводу, который, впрочем, знают и на который любят ссылаться руководители нашей транспортной отрасли. Если эта динамика опережения по сравнению с другими отраслями окажется устойчивой, то можно прийти к выводу, что при неизменной динамике индексов трудовых и капитальных затрат это приведет к значительному антиинфляционному влиянию транспортного комплекса на индексы цен как производителей, так и потребителей. Действительно, инвестиции в транспорт снижают (разумеется, с определенными временными лагами) издержки производства в секторах промышленности и сельского хозяйства, тем самым оказывая не инфляционное, а антиинфляционное воздействие. Но это вовсе не значит, что на транспорт деньги можно тратить бездумно.

Владимир Белов, заместитель министра здравоохранения и социального развития:
– Я по профессии инженер-экономист, не финансист, но глубоко убежден в том, и никто меня не переубедит, что масштабное вливание в экономику государственных денег – будь то заработная плата или инвестиции в абсолютно разных соотношениях (понятно, что зарплата – это одни темпы роста, инвестиции – меньшие) – в конечном итоге приведет к росту инфляции.
Та дискуссия, которая развернулась, в любом случае полезна, и я думаю, что мы вместе со специалистами, в том числе и международного сообщества, найдем паритет бюджетных возможностей для инвестиций в экономику страны.

Валерий Шанцев, губернатор Нижегородской области:
– Мне было странно услышать как человеку, имеющему экономическое образование, этот спор теоретиков и практиков о том, приводят ли инвестиции в транспорт к увеличению инфляции. Всем понятно, что нет, потому что есть две составляющие, которые ведут к снижению стоимости товара. Транспортная составляющая – это прямой вклад в себестоимость. И если у нас неэффективный, изношенный транспорт со своими огромными накладными расходами, то ясно, что себестоимость товаров все время будет расти, а если этот транспорт еще и не развит, то его монополизм также будет откладываться на повышении цены. И, кроме того, если у нас будет развита транспортная система, то более активно будут развиваться и производительные силы, и у нас будет больше товаров и услуг, что, в свою очередь, приведет к здоровой конкуренции и снижению цены.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30