24 октября 2021 05:57

Пора менять ориентиры

Нынешняя денежная политика Центробанка не способствует технологическому развитию

Нынешняя денежная политика Центробанка не способствует технологическому развитию

Реализация кредитно-денежной политики в России всегда сопровождается сугубо монетаристскими принципами, а это затрудняет стимулирование экономического роста, особенно в технологических отраслях. Поэтому мы предлагаем внести некоторые коррективы в работу Центробанка, которые позволят развивать инновационный сектор экономики

В стране не наблюдается тесной связи между инфляцией и динамикой вливаний денег в экономику. Иными словами, увеличение денежных потоков не приводит к ожидаемому росту инфляции, как и сокращение не приводит к снижению ее темпа.

В чем причина? В качестве гипотезы мы выдвигаем версию, что появляющиеся в экономике новые институциональные структуры исполняют роль инфляционного демпфера, оттягивая на себя определенную долю денежного потока. Эффект недостаточности денег создается за счет существенного снижения монетизации экономики, начатой в 1990-х годах, поэтому ее рост сейчас особенно не ускоряет инфляцию.

В качестве институциональной цели кредитно-денежной политики следует предложить такую: обеспечение эффективного кредита, инновационного предпринимательства, «денежного» равноправия различных базовых общественных институтов, формирование стимула «правовой» эффективности хозяйствования.

Наступило время, когда на эффекте девальвации национальной валюты невозможно построить экономическую политику. Приход этого нового этапа можно датировать уже концом 2004 – началом 2005 годов.

Следовательно, благоприятный период для российской промышленности можно считать завершенным. В связи с этим должна претерпеть изменения и кредитно-денежная политика. Ее цель – обеспечивать экономике конкуренцию в условиях макроэкономической стабильности.

Структура национальной экономики сформировалась так, что при любом финансировании возникает непредсказуемая угроза увеличения инфляции. И если это так, то незамедлительно требуется изменение вектора экономической политики.

При этом невозможно рассматривать инвестиции, например в дороги, оборудование, стимуляторами инфляции. Это потому, что потребность в таких шагах очень велика, а возникающая инфляция имеет совершенно иную основу, нежели просто монетарная, в том числе порожденную и слабостью банковского капитала, высокими издержками всех систем экономики, структурной неэффективностью и очень высокой степенью девиантного поведения большинства агентов.

Даже правовая неэффективность и коррупция являются генераторами инфляции.

Однако этим вопросам правительство уделяет весьма незначительное внимание.

Таким образом, отсутствует понимание институционального содержания и передаточных механизмов экономической политики. Этот недостаток только закрепляет неэффективную модель развития и тоже способствует инфляции.

В последние годы инфляцию признали многофакторной. И это положительно отразилось на реализации антиинфляционной политики. Но разделение ответственности за рост цен, порождаемый монетарными и структурными факторами, между Банком России и правительством снижает эффективность регулирования инфляции.

У нас, как известно, целевой ориентир по инфляции рассчитывается правительством исходя из проекта федерального бюджета и прогноза социально-экономического развития страны. В силу этого многие факторы, влияющие на рост цен, находятся вне сферы контроля Центробанка.

Это, например, рост цен и тарифов на платные услуги населению, а также естественных монополий. Поэтому для эффективного регулирования инфляции требуются согласованные действия обеих структур с учетом всех факторов, влияющих на процесс обесценивания денег.

Приоритеты национальной денежно-кредитной политики:

1.Социально-экономическое развитие страны должно прогнозироваться на основе текущей динамики экономических процессов и предполагать положительную динамику этих процессов в будущем на основе социальной стабильности и улучшения социальных индикаторов, структурных изменений, должной инвестиционной активности, включая банковскую систему.

2. Денежно-кредитная политика должна быть направлена на гарантированное обеспечение темпа экономического роста и темпа инфляции, соответствующего темпу развития экономики и отражающего ее структурную неэффективность.
При этом каналы распределения кредита должны способствовать структурной модификации экономики с потенциальным исключением структурной основы инфляции.
Таким образом, денежно-кредитная политика должна распадаться на две составляющие: одна гасит инфляцию текущую, другая исключает инфляцию будущую.
Кроме того, денежно-кредитная политика обеспечивает устойчивую динамику обменного курса национальной валюты, с тем чтобы исключить возникновение валютных кризисов. Тем самым обеспечивается «валютная» или «паритетная» конкурентоспособность отечественной экономики.

3. Денежно-кредитная политика, как и другие виды политики, осуществляется в ситуации, когда одновременно требуется обеспечить повышение уровня жизни населения и структурную модернизацию экономики.
Это накладывает главное ограничение: денежно-кредитная политика должна балансировать процентные ставки, чтобы обнаруживался компромисс между потреблением и инвестированием. А денежная база должна расширяться постепенно, но не соразмерно росту ВВП, в соответствии с институциональным расширением экономики.

4. Снижение инфляции должно быть умеренное, чтобы чрезмерные антиинфляционные мероприятия не сказались отрицательно на развитии реального сектора экономики. Инфляция в некоторых размерах представляется необходимой, чрезмерные антиинфляционные мероприятия опасно скажутся на развитии реального сектора экономики.

5. Для повышения эффективности кредитно-денежной политики необходимо провести реформу банковской системы, что будет стимулировать рост национальной экономики без угрозы усиления инфляционных процессов.

Необходимо также выработать комплексную программу долгосрочного развития национальной банковской системы, направленную на постепенную концентрацию банковского капитала, рост доверия к банковской системе, повышение эффективности кредитования реального сектора экономики.

Для того чтобы скорректировать денежно-кредитную политику, необходимо переориентировать финансирование бюджетных расходов с валютно-спекулятивного способа на увеличение государственного долга. Долговые экономики используют эти средства для создания инфраструктуры, производственных площадей, новых технологий. Такие финансовые ресурсы представляют долгосрочные инвестиции и окупаются в период прихода будущих поколений, создав для них необходимую инфраструктуру.

Александр Курьянов,
к.э.н., докторант РГТЭУ
Олег Сухарев,
д.э.н., профессор,
в.н.с. Центра эволюционной теории и экономического развития ИЭ РАН

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30