20 октября 2021 23:34

Сахалин увеличивает габарит

Последний японский тоннель на Сахалинской дороге довели до стандартов РЖД

На Сахалине завершается реализация проекта переустройства тоннеля №21. Он последний из построенных по японскому образцу тоннелей на Сахалинской дороге, который осталось реконструировать под общероссийский габарит. В проект реконструкции инвестировано свыше 480 млн руб.
Последний японский тоннель на Сахалинской дороге довели до стандартов РЖД

Сахалинские тоннели перестали быть «бутылочными горлышками»
На Сахалине завершается реализация проекта переустройства тоннеля №21. Он последний из построенных по японскому образцу тоннелей на Сахалинской дороге, который осталось реконструировать под общероссийский габарит.

Генподрядчик проекта ООО «Тоннельно-мостовой отряд №30» (ТМО-30) уложил последнее железобетонное кольцо в тоннеле, построенном в первой половине прошлого века. В проект реконструкции инвестировано свыше 480 млн руб.

Начальник технического отдела СахЖД Борис Мозговой сказал «Гудку», что из-за нестандартных габаритов тоннеля №21 было невозможно пропускать на одном из самых напряженных участков СахЖД Холмск – Ильинск такой подвижной состав, как рефрижераторные секции, а также новые пассажирские вагоны, которые начали поступать на Сахалинскую магистраль. Они просто не проходили в тоннель. По проекту реконструкции высота тоннеля после окончания работ увеличится на три метра, ширина – почти на два. Длина сооружения – 488 м. Это один из самых протяженных тоннелей, проложенных японцами на острове.

Главный инженер ТМО-30 Сергей Попков сказал, что подготовительные работы в тоннеле начались в 1999 году. Строители после буровзрывных работ с помощью горнопроходческого щита убрали старый японский бетон и излишки породы. Следующий за ним блокоукладчик укреплял тоннель бетонными кольцами, после этого производилось нагнетание раствора за тоннельную обделку. В мае 2000-го в тоннеле было смонтировано первое железобетонное кольцо.

Однако в самом начале работ финансирование позволяло горнопроходческой бригаде проходить не более четырех метров в месяц. С 2003 года началась реализация программы по переустройству Сахалинской магистрали на общесетевую ширину колеи 1520 мм, которая предусматривает в том числе реконструкцию искусственных сооружений. Появились средства. Месячная норма проходки удвоилась, причем работы велись во время ремонтных «окон». Движение поездов не прекращалось.

Однако после расширения тоннеля работы не закончатся. Из-за крутых откосов существует опасность завала снегом входа в тоннель. Будет построена противолавинная галерея длиной 120 м. Ее проектированием сейчас занимается хабаровский институт Дальгипротранс. В начале декабря он представит свои разработки, после чего начнутся строительные работы.

Заместитель начальника департамента управления перевозками ОАО «РЖД» Анатолий Кужель сказал «Гудку», что окончание реконструкции последнего «узкого» тоннеля сразу же скажется на качестве перевозочного процесса на СахЖД. В частности, нормализуется перевозка морепродуктов, что чрезвычайно актуально для Сахалина. Нереконструированный тоннель мешал железнодорожникам обеспечить нормальный доступ специализированного общесетевого подвижного состава к местам производства морепродуктов. В частности, из-за этого грузоотправители уходили на другие виды транспорта либо приходилось несколько раз перегружать рыбу с автотранспорта на железнодорожный. Кроме того, на РЖД приходит новый подвижной состав увеличенных габаритов для различных видов грузов, который также должен функционировать на всей сети. Это весьма актуально, если учитывать планируемое на острове увеличение объемов добываемого угля, а также реализацию других, в том числе строительных, проектов.

Анатолий Кужель тем не менее затруднился прогнозировать общий рост объемов перевозок на СахЖД в связи с завершением реконструкции «узких» тоннелей. По его словам, об этом можно будет судить, когда на Сахалине полностью закончится перевод железной дороги на общесетевую колею 1520 мм.

Павел Усов,
соб. корр. «Гудка»
Александр Шугаев


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30