24 октября 2021 06:00

Холод в упаковке

Ученые предлагают перевозить продовольствие в изотермических контейнерах

Сергей Науменко, заместитель заведующего комплексным отделением ВНИИЖТа: «Ряд отечественных и зарубежных заводов готовы начать выпуск изотермических транспортных средств нового поколения с учетом требований ОАО «РЖД», но им нужна гарантия, что их продукция будет востребована»
Ученые предлагают перевозить продовольствие в изотермических контейнерах

Сергей Науменко, заместитель заведующего комплексным отделением ВНИИЖТа
– В каком состоянии сейчас находится парк рефрижераторных вагонов?
– Он катастрофически стареет, отечественные промышленные предприятия, выпускавшие такие вагоны, уже перепрофилированы на производство другой техники. Операторские компании, перевозящие продукты питания, по собственным технологиям утепляют крытые вагоны и сухогрузные контейнеры или же перевозят пищевые продукты в зарубежных рефрижераторных контейнерах.
По нашим данным, ряд отечественных и зарубежных заводов готовы начать выпуск изотермических транспортных средств нового поколения с учетом требований ОАО «РЖД», но им нужна гарантия, что их продукция будет востребована. Важно, чтобы, как в прежние годы, задача перевозки скоропортящихся грузов была включена в продовольственную программу России, поскольку речь идет о продовольственной безопасности страны. В первую очередь важно устранить пробелы в нормативной базе, утвердить регламенты технического обслуживания и ремонта подобных транспортных средств в ОАО «РЖД», а также технологии перевозки в них «скоропорта».

– Какие документы нуждаются в пересмотре?
– Прежде всего необходимо тщательно отработать проект технического регламента, к разработке которого, кстати, до сих пор не привлечены специалисты ВНИИЖТа и ВНИИАСа. В нем должны быть прописаны инструменты и методы контроля теплотехнических характеристик транспортных средств, используемых для перевозки скоропортящихся грузов, определена периодичность такой проверки и утвержден механизм допуска специализированных транспортных средств к подобным перевозкам.
Важно определить механизм контроля соответствия реально перевозимого в вагоне или контейнере груза с заявленным в перевозочных документах. Зачастую эти сведения не совпадают.
Со своей стороны, ВНИИЖТ готов разработать регламент технического обслуживания и ремонта энергооснащенных контейнерных поездов, представить проекты электрификации и оснащения контейнерных площадок, предложить перспективные изотермические контейнеры.
У нас большой опыт по созданию подобных конструкций, адаптированных к климатическим условиям России и существующей транспортной инфраструктуре, а также по разработке, изготовлению и эксплуатации транспортных средств для перевозки рефрижераторных контейнеров.
Прежде именно наш институт координировал работы по контейнерной тематике, которые проводились во ВНИИВе, РГУПСе, ВНИИАСе, ОАО «Рефсервис», ряде предприятий Краснодарского края, в частности в «ТермоКонтейнере». В 1998 году на Новороссийском вагоноремонтном заводе был изготовлен первый в стране опытный образец 40-футового рефрижераторного контейнера (ФЭУ), предназначенный для работы, в первую очередь, на железных дорогах. Он прошел все испытания на Экспериментальном кольце в Щербинке, а затем и полный комплекс эксплуатационных испытаний на полигоне Краснодар – Находка.
В 2001 году опытную партию ФЭУ установили на фитинговые платформы, оснащенные «мягкими» пассажирскими тележками типа КВЗ-И2. Источником электропитания по предложению ВНИИЖТа служил дизельный вагон от рефрижераторной секции, построенный в Германии, оснащенный современным программным управлением температурными режимами и диагностическим комплексом энергохолодильного оборудования.

На смену отслужившим свой срок рефрижераторным поездам могут прийти изотермические контейнеры
– Что нужно сделать, чтобы подобные технологии перевозки вошли в повседневную практику?
– Государство, стремясь как можно скорее построить рыночные отношения, перевозку социально значимых грузов, в том числе скоропортящихся, полностью отдало в частные руки. Все еще работоспособный парк рефрижераторных секций грузоотправителями востребован сейчас лишь частично. А одиночные вагоны-термосы, имеющиеся в парке частных компаний-операторов, не могут обеспечить перевозку массовых грузов, например, овощей, которые нуждаются в вентиляции.
Даже если компании-операторы, объединившись, закажут по лизингу новые одиночные рефрижераторные вагоны, то их еще необходимо будет испытать, затем разработать и утвердить на федеральном уровне технологии перевозки в них скоропортящихся грузов, разработать регламенты технического обслуживания и ремонта новых вагонов, утвердить тарифные схемы перевозки. На это нужно и время, и помощь государства.
Считаю, что пока не заработают технические регламенты, которые должны быть утверждены в 2010 году, о развитии массовых перевозок скоропортящихся грузов в вагонах-холодильниках говорить преждевременно.

– Может быть, тогда продовольствие следует доставлять в рефрижераторных контейнерах?
– Здесь ситуация еще сложнее. Действительно, во многих странах подобную продукцию перевозят морским и автомобильным транспортом именно в контейнерах. По железным дорогам, как правило, она следует в одиночных рефрижераторных вагонах или в изотермических автомобильных кузовах, устанавливаемых на специализированные платформы. Поэтому зарубежные типы рефрижераторных контейнеров для нас не пригодны. К тому же они не рассчитаны на реальные динамические нагрузки, характерные для колеи 1520 мм, что может привести к преждевременному выходу из строя холодильно-отопительных установок и большим потерям перевозимого продукта.
К тому же за рубежом хорошо развита сеть стационарных холодильников, поэтому грузы в зарубежных контейнерах транспортируют предварительно охлажденными. Перевозчику необходимо лишь поддерживать температурный режим. В нашей стране такая технология не отработана.
Перспективное направление, на наш взгляд, развивает основной национальный перевозчик скоропортящихся грузов – ОАО «Рефсервис». В настоящее время по его заказу специалисты ВНИИЖТа совместно с коллегами из Ростовского университета путей сообщения разрабатывают опытный образец фитинговой платформы с подвагонным генератором для перевозок рефрижераторных контейнеров одиночными партиями. На территории рефрижераторного вагонного депо «Подмосковная» уже организована современная контейнерная площадка для работы с изотермическими контейнерами. За такой технологией – будущее.

Беседовал
Виталий Тетерятник


Эксперт | Комментарий
Николай Аверков, генеральный директор ОАО «Рефсервис»:
    – В ближайшей перспективе перевозки скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом в нашей стране будут развиваться в рефрижераторных секциях, в вагонах-термосах, а также в рефрижераторных контейнерах.

    Наиболее перспективны, по нашему мнению, перевозки в рефконтейнерах, так как они позволяют быстро реагировать на запросы рынка, обеспечивая доставку грузов от двери до двери.

    В настоящее время ОАО «Рефсервис» имеет всего 5 рефконтейнерных сцепов (каждый включает 12 платформ и вагон-дизель). Понимая социальную значимость подобных перевозок, мы планируем в течение года приобрести или взять в лизинг еще пять сцепов и 100 новых рефконтейнеров.

    Ученые ВНИИЖТа и Ростовского государственного университета путей сообщения по нашему заказу разрабатывают опытный образец фитинговой платформы с подвагонным генератором для перевозки рефрижераторных контейнеров одиночными партиями. Это обеспечит автономность их электропитания, а также при необходимости позволит перевозить груз меньшими партиями.

    Такая технология даст возможность доставлять продовольствие с большей эффективностью, без отвлечения средств на ремонты уже в первые годы эксплуатации специализированной тары.

    Для оптимального развития компании мы планируем заниматься мультимодальными перевозками. Стратегическая цель – превратиться в оператора, обслуживающего ряд крупных логистических хабов, концентрирующих в себе грузопотоки основных транспортных узлов страны, прежде всего Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, а также портов Дальнего Востока. Это гарантирует погрузку, кольцевые маршруты, высокий оборот вагона и эффективность его использования при перевозке скоропортящихся грузов.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30