03 декабря 2021 03:19

С пробками надо бороться

Владимир Волков, ведущий научный сотрудник отделения «организация движения поездов» ВНИИАСа: «Сейчас локомотивы и локомотивные бригады находятся в полезной работе около половины своего времени. Другая половина времени тратится на различные ожидания, следование резервом, пассажирами»
Владимир Волков, ведущий научный сотрудник отделения «организация движения поездов» ВНИИАСа
Сейчас локомотивы и локомотивные бригады находятся в полезной работе около половины своего времени. Другая половина времени тратится на различные ожидания, следование резервом, пассажирами. Это результат отсутствия надлежащего плана их работы, в основе которого должен лежать график движения поездов.

Соответственно ОАО «РЖД» получает фактически удвоенные расходы по такому фондоемкому сектору, как тяговое обеспечение. Сюда же следует добавить недостаточно эффективное использование вагонов, что отрицательно влияет на конкурентоспособность транспорта.

Сказать, что у нас совсем нет графика, неправильно. План-график есть, но составляется он на ходу, в основном поездными диспетчерами. О какой здесь оптимизации пропуска поездов на направлении может идти речь, когда необходимо обеспечить наряду с пропуском поездов проведение «окон», учесть внештатные ситуации. При том, что отказы устройств ввиду старения инфраструктуры совсем не редки.

Образно говоря, график движения у нас есть, но выражается он единственным расписанием на 18.00 по стыковым пунктам, когда на единственную нитку пытаются «нанизывать» максимум поездов. В результате образуются пачки маршрутов, которые потом простаивают в ожидании отправления, представляя собой настоящие пробки.

Во всех зарубежных странах грузовые поезда следуют по графику.

В европейских странах поезда бывают по 10 – 15 вагонов. В Малайзии контейнерные поезда приоритетнее пассажирских. Диспетчеры в нормальной обстановке, можно сказать, спят на работе, потому что почти все расписание составлено заранее, не надо ничего решать в экстренном порядке.

В последние годы уделялось внимание назначению твердых расписаний движения грузовых поездов. Но это равносильно тому, что дом надо начинать строить с крыши. В результате либо не было фактического движения поездов по твердым ниткам, либо оно осуществлялось в ущерб движению остальных поездов.

Организация движения по твердому графику возможна только при системном подходе – когда службы, подразделения будут работать как один механизм. Например, о каком графике может идти речь, когда сортировочные станции держат поезда на подходах. А это десятки (только учтенных) ежедневно задерживаемых поездов.

Такой подход изложен в «Концепции и программе поэтапного увеличения перевозок по твердому графику движения грузовых поездов на основе экономических критериев», разработанной по поручению правления ОАО «РЖД». Она определяет реализацию системы мер по переходу на твердый график. Во-первых, необходимо развивать систему календарно-маршрутного отправления грузов. Во-вторых, обеспечить стабильную работу сортировочных станций за счет оперативного регулирования и построения четкого плана формирования поездов.

Кроме того, необходимо введение обобщающего экономического критерия оценки эксплуатационной работы, использование гибких норм веса, длины составов. Для того чтобы работники относились к реализации проекта достаточно серьезно, важно введение системы учета и расследования нарушений графика с финансовой за то ответственностью. При этом задержки поездов следует воспринимать как ущерб для транспорта.

Разработку графика следует начинать с наиболее загруженных участков, от грузообразующих станций. При этом на основе анализа фактического движения выбираются наиболее используемые нитки, производится их увязка на узловых, стыковых, технических станциях. Составляется график оборота локомотивов. И уж затем назначаются (выделяются) сквозные нитки в удобное для потребителя время.

Концепция предусматривает этапность внедрения твердого графика. Начинается внедрение с основных направлений грузовых перевозок, в частности Владивосток – Санкт-Петербург. Для начального этапа рекомендовано и число твердых расписаний (минимальное, максимальное). Если мы будем оттягивать решение данного вопроса, то просто приумножим наши потери.

К примеру, сейчас мы доставляем 10% (учтенных) отправок с нарушениями сроков. Это результат отсутствия четкой технологии перевозочного процесса, выраженной прежде всего графиком движения. А ведь растет число собственных вагонов, соответственно растут требования клиентов к качеству перевозок.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30