23 июля 2021 21:09

Социальный фундамент

Новый коллективный договор ОАО «РЖД» будет заключен на три года

Коллективный договор ОАО «РЖД», рассмотренный вчера на совместном заседании правления компании и единого представительного органа (ЕПО) первичных организаций Роспрофжела, войдет в историю отраслевых трудовых отношений исключительно с приставками «новый» и «впервые».
Новый коллективный договор ОАО «РЖД» будет заключен на три года

Владимир Якунин считает, что рост заработной платы – не единственный способ конкурентной борьбы за человеческий капитал
Коллективный договор ОАО «РЖД», рассмотренный вчера на совместном заседании правления компании и единого представительного органа (ЕПО) первичных организаций Роспрофжела, войдет в историю отраслевых трудовых отношений исключительно с приставками «новый» и «впервые».

Открывая заседание, президент компании Владимир Якунин подчеркнул, что масштаб задач, которые сегодня решают РЖД, заставляет по-новому взглянуть на управление трудовыми ресурсами. «Уже сегодня наступает момент, когда самым ценным приобретением на рынке является человеческий капитал».

Во многих регионах специалистов, подготовленных РЖД, начинают переманивать другие работодатели, предлагая более высокую зар­плату. Но «конкурировать на рынке труда компания может не столько бесконечным повышением зарплаты, сколько за счет выстраивания отношений в трудовых коллективах, создания новых условий труда и улучшения качества жизни железнодорожников», заявил Владимир Якунин.

Понятно, что проводить среднесрочную социальную политику внутри РЖД, ограничиваясь ежегодными коллективными договорами, сложно. Поэтому вчера на правлении впервые был представлен проект коллективного договора на трехлетний период – с 2008 по 2010 год. По мнению председателя ЕПО Роспрофжела Николая Никифорова, увеличение срока действия документа будет способствовать сохранению уверенности работников в их социальной защите и стабильной работе коллектива.

Информируя участников правления, вице-президент ОАО «РЖД» Олег Атьков отметил, что при формировании этого документа были тщательно проанализированы предложения департаментов и управлений ОАО «РЖД», железных дорог и других филиалов компании, профсоюзов (предложений поступило более 300), а также учтены рекомендации сетевого совещания, которое состоялось в мае нынешнего года на Северо-Кавказской дороге. «В результате принято согласованное решение сохранить в новом документе все основные соцгарантии и льготы для обеспечения нормального психологического климата в трудовых коллективах», – подчеркнул Олег Атьков.

Ежегодно на выполнение компанией социальных обязательств планируется тратить около 70 млрд руб.
Причем «в этом колдоговоре предусмотрена возможность вносить в него изменения для решения задач по реализации функциональной стратегии «Развития кадрового потенциала», возможность переориентации соцпакета на повышение мотивированности работников», подчеркнул начальник департамента социального развития ОАО «РЖД» Андрей Быков.

Для того чтобы сотрудники лучше понимали структуру социального пакета, в документе появились два раздела: обязательства ОАО «РЖД» в соответствии с законодательством РФ и гарантии, которые работодатель предоставляет сверх законодательства.

Кроме того, новым коллективным договором предусмотрен ряд новых льгот и гарантий. «Например, теперь в договоре есть пункт, связанный с развитием форм страхования на случай утраты работником профессиональной трудоспособности. Конкретизированы сроки возмещения расходов на обязательный медосмотр – в течение двух месяцев», – отмечает Николай Никифоров.

По оценке Владимира Якунина, нынешний проект договора является одним из лучших образцов документа, регламентирующего трудовые отношения в компании. «Документ более конкретен, и меня радует, что в нем представлены такие пункты, о которых ранее никто не думал. Это свидетельство неформального подхода к людям».

После внесения в проект коллективного договора высказанных на заседании замечаний и предложений документ будет представлен на подпись президенту компании Владимиру Якунину и председателю Единого представительного органа первичных профсоюзных организаций Роспрофжела Николаю Никифорову.

О подробностях и нововведениях коллективного договора ОАО «РЖД» на 2008 – 2010 годы читайте в ближайших номерах «Гудка».

Елена Кудрявцева


Справка «Гудка»
    Новое в коллективном договоре на 2008 – 2010 годы.

    Уточнены выплаты суточных машинистам и помощникам по нормам компании для служебных командировок длительностью до 10 дней. Конкретизированы пункты, касающиеся выдачи работникам и пенсионерам бесплатных билетов для проезда по личным надобностям как в поездах дальнего сообщения, так и в пригородных. Работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, разрешается один раз в два года пользоваться воздушным транспортом взамен железнодорожного.

    Отдельная часть посвящена развитию кадрового потенциала – регулирование численности работников будет осуществляться за счет внутренних резервов: упреждающей подготовки специалистов, развития временной и сезонной занятости, использования в качестве альтернативы увольнению неполного рабочего дня и даже переезда на новое место работы. Кроме того, предусмотрено, что в случае сокращения или уменьшения численности штата увольнение сотрудника допускается лишь после того, как будут исчерпаны все возможности по его трудоустройству в компании. Также увольнение по этой причине не может коснуться одновременно двух членов одной семьи, а при переводе сотрудника (по производственной необходимости) на нижеоплачиваемую работу он в течение первых трех месяцев в качестве компенсации будет получать прежний заработок.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31