20 октября 2021 21:46

Господдержка бывает разной

Максим Ликсутов, председатель совета директоров ООО «Транс групп АС»: «В Российской Федерации основным движущим механизмом, развивающим железнодорожную инфраструктуру, является ОАО «РЖД». Инвестиции компания в основном берет из получаемых доходов от грузовых перевозок»
Максим Ликсутов, председатель совета директоров ООО «Транс групп АС»
В Российской Федерации основным движущим механизмом, развивающим железнодорожную инфраструктуру, является ОАО «РЖД». Инвестиции, осуществляемые в инфраструктуру, компания в основном берет из получаемых доходов от грузовых перевозок. Небольшую часть расходов берут на себя грузоотправители или грузополучатели, соединяя свои собственные инфраструктурные объекты с магистральными путями ОАО «РЖД». Ни для кого не секрет, что окупаемость подобных вложений как со стороны РЖД, так и со стороны заинтересованных организаций составляет обычно около 20 лет, а зачастую они просто не окупаются. Такие экономические показатели сильно сдерживают появление новых инфраструктурных возможностей на железнодорожном транспорте, так как на них влияют стоимость заемных средств, сама возможность получить финансирование от кредитных организаций на такие сроки.

Что можно сделать в России для преодоления этих факторов и какой опыт есть в других странах по стимулированию создания новой железнодорожной инфраструктуры?

В странах Евросоюза, помимо прямых льгот и дотаций со стороны государства, для создания новой транспортной инфраструктуры используется еще ряд мер. Это участие государственных компаний и фондов в создании инфраструктуры со сроками окупаемости 30 и более лет, различные налоговые льготы, госполитика по стимулированию развития железнодорожных перевозок, которая самым благоприятным образом влияет на создание железнодорожной инфраструктуры.

Так, например, в Швейцарии в связи с заботой об экологии и уменьшении выбросов углекислого газа на уровне федеральных органов принята программа, запрещающая перевозки определенных видов опасных и негабаритных грузов по автомобильным дорогам. Эти решения позволили существенным образом увеличить развитие железнодорожной инфраструктуры и создать сеть специализированных логистических хабов. В других европейских странах утверждена госполитика по сознательному переводу части грузов на железнодорожный транспорт с целью разгрузки автомобильных дорог от тяжелых и негабаритных грузов и более комфортному использованию автодорог для пассажирского и частного автотранспорта. Для решения этих задач разработаны меры государственного тарифного регулировании и – иногда – прямые государственные субсидии в железнодорожную инфраструктуру.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30