23 октября 2021 11:12

Анархия закончилась

Автотранспортники обзавелись конституцией

Автотранспортники обзавелись конституцией. Автомобильный транспорт получил свою конституцию – президент России подписал «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта», ранее принятый Государственной думой и Советом Федерации.
Автотранспортники обзавелись конституцией

В Устав заложены механизмы регулирования рынка грузовых автоперевозок
Автомобильный транспорт получил свою конституцию – президент России подписал «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта», ранее принятый Государственной думой и Советом Федерации. До сих пор автотранспортная отрасль жила по уставу, принятому в СССР еще в 1969 году.

Новый Устав устанавливает стандартные условия договора перевозки, объясняет заместитель директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта, геодезии и картографии Министерства транспорта России Александр Шерстнев. Для того чтобы перевозить грузы, не надо будет каждый раз прописывать все условия: устанавливать штрафные санкции в случае опоздания машины или простоя. Все эти формальные условия были прописаны в советском уставе, но они настолько устарели, что ими давно уже никто не пользовался. По словам президента «Национальной ассоциации транспортников» Георгия Давыдова, автотранспортники пользовались либо Гражданским кодексом, либо ведомственными актами, которые, по сути, не влекли никаких обязательств перевозчиков.

Сейчас автотранспортная отрасль работает «по понятиям»: если какие-либо условия перевозки в договоре не были прописаны и с грузом что-то случалось, то между грузоотправителем, экспедитором и перевозчиком начинались долгие разбирательства с непонятным исходом.

По словам Александра Шерстнева, в этих условиях грузоотправители ищут «своего» перевозчика – зачастую мелкую компанию, с которой проще улаживать подобные проблемы. Мелкие перевозчики также заинтересованы в подобном сотрудничестве, поскольку это помогает им уходить от налогов. Благодаря новому Уставу на рынке появляются прозрачные правила игры, которые помогут автотранспортному бизнесу выйти «из тени», говорит Александр Шерстнев. Грузоотправители будут обращаться не в «свои» транспортные компании, а в те, которые предлагают лучшие условия на рынке.

Новый Устав изменяет подход к формированию путевых листов. В настоящее время этот документ носит контрольный характер: его требуют на постах ГАИ, и за отсутствие какой-нибудь подписи у водителя могут вымогать взятку. «Все отдано на откуп милиционеру: что ему в голову взбредет, то он и требует», – говорит генеральный директор межрегиональной общественной организации «Объединение грузоперевозчиков» Владилен Волков. Теперь же путевой лист будет содержать только задание водителю от работодателя и исключает наличие каких-то лишних подписей.

Генеральный директор компании «Трастлайн» Николай Иванцов считает, что Устав написан в интересах крупных перевозчиков. В совокупности с другими недавно принятыми нормативно-правовыми актами, такими как закон и правила транспортно-экспедиционной деятельности, он несколько меняет структуру рынка автотранспортных услуг. В частности, вытесняется транспортная экспедиция в том виде, в котором она существует на сегодняшний день. В настоящее время экспедиторы фактически выполняют роль интеграторов грузовладельцев и перевозчиков. Но согласно новому транспортному законодательству экспедиторы «перемещаются» на сторону грузовладельца. Выдавая экспедиторскую расписку (коносамент), в перевозочных документах они будут выступать в качестве грузоотправителя. Это означает, что экспедиционная компания должна отправлять груз со своих складских мощностей либо иметь своего представителя, который оформит экспедиторскую расписку грузовладельцу и транспортную накладную перевозчику, на месте отгрузки. Такие требования приведут к значительному удорожанию экспедиционных услуг, а те экспедиторы, которые не смогут вписаться в новый порядок, будут вынуждены уйти в сегмент информационно-диспетчерских услуг, считает Николай Иванцов. «На первый взгляд подобное положение дел должно устраивать всех перевозчиков, а не только крупных. Однако уже наличие такого института, как экспедиторство, свидетельствует о том, что основная масса мелких перевозчиков в отличие от крупных не может самостоятельно заниматься организацией перевозок», – добавил генеральный директор компании «Трастлайн». Таким образом, экспедиторы сегодня выполняют роль операторов-консолидаторов многих мелких перевозчиков, что позволяет им конкурировать с крупными транспортными компаниями. Удорожание экспедиторских услуг из-за усложнения процедур и требований, а также естественное стремление грузовладельцев экономить на транспортной составляющей приведут к тому, что последние будут стремиться обращаться именно в крупные транспортные компании.

Законодатели попытались дать определение участникам транспортного процесса, однако сделали это, руководствуясь формальным критерием – указанием в товарно-транспортной накладной. С точки зрения Николая Иванцова, более удачным было бы определить их в зависимости от их роли в процессе грузоперевозки. В частности, исходя из определения перевозчика, данного в Уставе, им может быть практически любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а не конкретный субъект, владеющий транспортными средствами. Но согласно новому Уставу перевозчиком не может быть физическое лицо, поскольку если оно будет осуществлять перевозку, договор может быть признан ничтожным. Для грузовладельца это будет иметь негативные последствия, отмечает Николай Иванцов. В частности, в случае утраты груза ответственность этого физического лица сужается до общей гражданско-правовой.

Эксперты, опрошенные «Гудком», находят множество объяснений тому, почему Устав принимался так долго. Представитель Минтранса объясняет это необходимостью множества согласований. В частности, необходимо было найти компромиссы на стыке перевозок: автомобильным и железнодорожным, автомобильным и морским транспортом. Требовалось учесть и интересы грузоотправителей, которые зачастую не всегда отвечали интересам перевозчиков. При этом многие эксперты уверены, что отсутствие современного Устава играло на руку тем, кто привык «ловить рыбу в мутной воде». Теперь же отрасль встала на путь к цивилизованным рыночным отношениям.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30