23 октября 2021 11:45

Новый устав вызывает много вопросов

Станислав Швагерус, генеральный директор «Саморегулируемой ассоциации автомобильных перевозчиков» (СААП): «Появление «Устава автомобильного транспорта» означает, что у отрасли появился новый основополагающий документ  в отличие от действовавшего до сих пор»
Станислав Швагерус, генеральный директор «Саморегулируемой ассоциации автомобильных перевозчиков» (СААП):

– Появление «Устава автомобильного транспорта» означает, что у отрасли появился новый основополагающий документ в отличие от действовавшего до сих пор «Устава автомобильного транспорта СССР» от 1969 года. Однако пока он носит рамочный характер: практически во всех статьях есть ссылки к другим нормативно-правовым актам, которых пока нет. Это позволяет утверждать, что только один Устав проблемы автотранспортной отрасли не решит. Но в планах Министерства транспорта на несколько лет вперед помимо разработки новых Правил перевозки грузов и пассажиров нет никаких других законопроектов. Соответственно на их разработку потребуется длительное время.

Помимо этого в Уставе есть ряд положений, вызывающих вопросы. Например, некоторые статьи определяют размер штрафных санкций и сроков, в которые они могут применяться. При этом есть ссылка – «если иное не предусмотрено договором между грузоотправителем и грузополучателем». С одной стороны, благодаря этому положению расширяются возможности для заключения договоров и более грамотного прописывания в них штрафных санкций и условий их выдвижения. Но, с другой стороны, зачем в Уставе нужно прописывать условия штрафов, если они могут содержаться в договорах сторон.

Упущение Устава в том, что он не предусматривает электронного документооборота
Устав не предусматривает регулирования автотранспортной отрасли. Подразумевается, что согласно «Стратегии развития транспортной системы России до 2020 года» деятельность автотранспорта не регулируется государством, и оно не имеет права ограничивать допуск участников на рынок. Но на сегодняшний день государство само приходит к выводу, что ранее принятая аксиома «рынок сам все расставит на свои места» не верна. Примечательно, что вопросы регулирования отражены в уставах других видов транспорта, принятых не столь давно. «Стратегия развития транспортной системы России до 2020 года», которая утверждена правительством, предусматривает регулирование рынка. Однако лицензирование автомобильных грузоперевозок в настоящее время отменено. С нашей точки зрения, эта деятельность может осуществляться саморегулируемыми организациями. Однако закон, регламентирующий их деятельность, уже четвертый год находится в Государственной думе. В настоящее время он готов к окончательному чтению, которое должно состояться в ближайшее время. Основная задача саморегулирования заключается в том, чтобы ввести четкие правила и стандартизацию в автотранспортной отрасли, в том числе обозначить принципы, по которым участники рынка смогут подтверждать свое соответствие требуемым стандартам качества. В мировой практике подобные вопросы решаются именно саморегулируемыми ассоциациями. Речь идет о передаче части функций от государства бизнесу по допуску на рынок добросовестных и удалению с рынка недобросовестных участников. В этом случае саморегулирование гарантирует государству, с одной стороны, правильность принятия решений, а с другой – ответственность, в том числе и финансовую. Введение саморегулирования, стандартизации, правил, системы подтверждения соответствия стандартам – это то, чего в настоящее время не хватает реформе технического регулирования.

И страховые компании, и сами участники рынка ожидали, что в Уставе будет прописана необходимость страхования ответственности перевозчика. Но в документе об этом нет ни слова, хотя на данный момент для отрасли это крайне необходимо. Без специального федерального закона страхование ответственности перевозчиков невозможно. Страховые компании занимаются такой практикой в исключительных случаях – в отношении предприятий, которые имеют определенную репутацию.

В числе упущений законодателей – то, что в Уставе не предусмотрена возможность электронной документации для грузоперевозок, в отличие, например, от пассажирских перевозок. Поскольку документ создавался на длительную перспективу, этот вопрос можно было бы предусмотреть. Фактически Устав автомобильной отрасли ХХI века остается тем же советским уставом с поправкой на рыночные условия.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30