23 октября 2021 10:41

Турецкий марш

В стране 96% пассажиропотока приходится на шоссейный транспорт

В Турции работают более 570 частных операторов дальних междугородних автобусных маршрутов и полторы сотни региональных перевозчиков. В стране 96% пассажиропотока приходится на шоссейный транспорт. Стамбул – магистральный транспортный узел и экономическая столица страны.
В стране 96% пассажиропотока приходится на шоссейный транспорт

Стамбул – магистральный транспортный узел и экономическая столица страны
В Турции работают более 570 частных операторов дальних междугородних автобусных маршрутов и полторы сотни региональных перевозчиков.

Стамбул – магистральный транспортный узел и экономическая столица страны. Спланированный в стиле восточного базара центральный автовокзал на европейском берегу Стамбула шокирует масштабностью. Аналогичный «автобусный базар» в пропорционально уменьшенном масштабе действует во всех городах и весях страны. На каждом, даже очень маленьком турецком автовокзале присутствует камера хранения, впрочем, купивший билет пассажир может бесплатно оставить вещи в офисе фирмы. Насыщенность рейсов такова, что из любого пункта пассажир в течение одного-трех часов «получит» автобус в нужном ему направлении, сможет напрямую или с одной (максимум двумя) пересадками отправиться на другой конец страны.

Безграничная услужливость турецких автобусников потрясает даже взыскательных европейцев. Например, давний и неоспоримый передовик нововведений – компания «Варан» предлагает интернет-бронирование билетов с выбором меню горячих блюд в пути, беспроводной Интернет в зале ожидания, 8 музыкальных каналов в салоне, монитор для каждого кресла со спутниковым телевидением и DVD-плеером, еще кучу наворотов. Между Анкарой и Стамбулом в пику единственному в Турции сверхскоростному поезду курсируют «безостановочные» двухпалубные автовагоны «Варан» с ресторанчиком французской кухни на первом ярусе.

Для большинства регионов Турции автобусы являются безальтернативным междугородним (и внутригородским) пассажирским транспортом. В стране 96% пассажиропотока приходится на шоссейный транспорт. Кстати, аналогичная ситуация с грузами: 94% перевозится по автострадам и только 4% – по железной дороге. За последнее пятилетие из-за роста цен на горючее (на турецких заправках литр бензина от 52 руб.) автобусные поездки ощутимо подорожали. Стоимость билета значительно колеблется в зависимости от качества обслуживания и остроты конкуренции на данной дистанции. Сегодня в среднем получается примерно от 1,5 руб./км до 2,5 руб./км. Операторы автобусов, чьи маршруты укладываются в пределы 100 км, работают с разрешения и под контролем местных властей. Таких «регионалов» где-то полторы сотни. Компании, которые возят пассажиров на дистанции свыше 100 км, лицензируются министерством транспорта. Насчитывается около 570 автобусных компаний-«дальнобойщиков». Причем первая десятка лидеров – многопрофильные транспортные гиганты с внушительным инвестиционным потенциалом. Например, восхождение компании «Улусоу» началось в 1937 году с пары допотопных автобусов на коротком причерноморском маршруте, сейчас – рейсы «королевского класса» по всей Турции и в Европу. В составе холдинга «Улусоу» – парк новейших двухъярусных автобусов, 6 морских крупнотоннажных грузовых судов, более сотни автотрейлеров, сеть перевалочных баз.

До Второй мировой войны турецкие власти делали ставку на развитие государственной железнодорожной сети. В послевоенный период встала задача быстро и экономно «связать» большую страну, где две трети территории занято горами, а более половины населения рассредоточено по селам и малым городишкам. Транспортная концепция Турции изменилась: развитие железнодорожной сети было заморожено, взамен принята и успешно воплощена программа строительства шоссейных дорог и автобанов. На автомобильный транспорт в Турции приходится 60% от всех инвестиций в сфере логистики, а железным дорогам достается менее 10%. С другой стороны, наличие в Турции квалифицированной и относительно недорогой рабочей силы привело к тому, что ведущие мировые автогиганты стали открывать здесь свои филиалы. Сегодня в стране действуют 11 компаний – производителей автобусов с мировыми брендами. Среди них Ford и Hyundai, Isuzu и Otoyol, Mercedes и M.A.N.

В итоге страна полностью обеспечивает себя современными автобусами разного класса, является одним из крупнейших экспортеров на мировом рынке. Лидеры турецких пассажироперевозок снимают сливки отечественного автопрома, в соответствии с европейскими стандартами безопасности за 3 – 4 года полностью обновляют свой автобусный парк.

Елена Пеструхина


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30