25 июля 2021 16:19

Поле для оптимизации

ОАО «РЖД» готовится утвердить три социальные концепции

ОАО «РЖД» готовится утвердить три социальные концепции

В компании разработаны три социальных документа, действие которых рассчитано до 2012 года. Их реализация направлена на оптимизацию системы социальной поддержки персонала, развитие физкультурно-массовой работы, а также на социальный рост самого ОАО «РЖД».

Эти документы не случайно появились вскоре после одобрения на государственном уровне «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года». Очевидно, что для проведения реформы отрасли и выполнения задач, обозначенных в Стратегии, компании необходимы квалифицированные кадры. Кроме того, нужны инструменты мотивации коллектива к высокопроизводительному труду. А чтобы привлечь и удержать специалистов в условиях жесткой конкуренции с другими работодателями, нужно совершенствовать систему социальной поддержки персонала. Поэтому в ОАО «РЖД» считают, что между действенной социальной стратегией и ростом производства существует прямая связь.


Курс на эффективность

Любую бизнес-структуру заботит эффективность инвестиций, в том числе в социальную сферу. «Рыночная экономика диктует нам изменения. Расходуя средства компании, мы должны знать, какая от них будет отдача», – считает начальник департамента социального развития ОАО «РЖД» Андрей Быков.

Ключ от нового дома – лучшая иллюстрация для жилищной политики
В этой связи потребовалось разграничить затраты на социальную сферу и связанные с ней непроизводственные расходы. «Мы отделили непроизводственную сферу в отдельную службу, которая теперь занимается всеми вопросами инфраструктуры: содержанием зданий и сооружений, обеспечением их теплом, водоснабжением, канализацией, – говорит Андрей Быков. – Следующим этапом мы создали дочернее общество в области торговли и питания, оно уже функционирует с первого октября этого года. Год назад мы создали дирекции социальной сферы, и теперь все профильные объекты на дорогах собраны под единым началом. Это важно для того, чтобы эффективно управлять ими, оптимизировать их работу. В частности, мы выявили объекты, которые сегодня практически не используются и ничего, кроме расходов, нам не приносят».

Таких объектов по результатам ревизии на дорогах выявлено порядка 200 – стадионы, дома культуры и т. д. Весной этого года с профсоюзом был согласован график их вовлечения в гражданско-правовой оборот. Объекты будут выставляться на торги или передаваться муниципалитетам. По словам Андрея Быкова, передачу объектов местным властям компания делает с обязательной оговоркой, что их функциональное назначение должно сохраниться. Причем если работники компании хотят продолжить посещать эти объекты, например тренироваться на привычном уже стадионе, то ОАО «РЖД» готово покупать для них абонементы. «В этом не будет никаких ограничений, было бы у них желание. Наоборот, мы стараемся вовлекать как можно больше работников отрасли, особенно молодежь, в занятия спортом, культурные мероприятия, помогаем им полезно проводить свободное время», – поясняет Андрей Быков.

Для повышения рентабельности оставшихся объектов используется форма социально-технологического заказа. То есть компания оплачивает проведение различных мероприятий для железнодорожников – слетов, совещаний, соревнований. Доля социально-технологического заказа в услугах домов культуры и спортивных сооружений сегодня составляет до 50%, и это облегчает их задачу быть самоокупаемыми.

Предпринятые шаги уже себя оправдывают. За 9 месяцев этого года отмечено снижение убытков от деятельности объектов соцсферы по сравнению с прошлым годом.


Индивидуальные потребности

Уровень социальной защиты и объем социальных гарантий в ОАО «РЖД» поставлены в прямую зависимость от результативности и эффективности работы компании. Поэтому необходимо сформировать у каждого сотрудника понимание того, что компания сможет финансировать социальный пакет только при условии выполнения установленных производственно-экономических заданий и повышения роста производительности труда.

Вместе с тем, как отметил в своем выступлении на VI Всероссийском конгрессе «Профессия и здоровье» вице-президент ОАО «РЖД» Олег Атьков, программа оптимизации расходов на социальную поддержку предполагает повышение адресности выплат, «сокращение расходов или полное исключение не востребованных работниками гарантий, компенсаций и льгот, увеличение отдачи от социальных инвестиций за счет предоставления каждому работнику возможности самостоятельного выбора наиболее необходимых ему социальных благ».

Согласно опросам, проведенным среди работников компании, наибольшей популярностью пользуется получение бесплатной медпомощи в ведомственных учреждениях здравоохранения. На втором месте находится возможность пользоваться отраслевыми санаториями, профилакториями и пансионатами. Средняя степень востребованности была отмечена у таких гарантий, как возможность пользоваться детскими садами, спортивными сооружениями, услугами домов культуры и досуговых центров. Что касается индивидуальной части соцпакета, то здесь ярко выраженных предпочтений не обнаружилось: кому-то необходим беспроцентный заем на приобретение жилья, кому-то – компенсация проезда на железнодорожном транспорте, и так далее.

«Мы стремимся к формированию с учетом лучшего мирового и отечественного опыта дифференцированных компенсационных социальных пакетов путем предоставления каждому работнику возможности самостоятельного выбора наиболее необходимых ему социальных благ при постоянной суммарной стоимости пакета. И надеемся, что впоследствии будем эту схему широко использовать. Однако в коллективный договор на 2008 – 2010 годы она, к сожалению, не попадает, потому что эта работа пока проводится лишь в форме эксперимента», – сообщил начальник департамента соцразвития Андрей Быков.


Честная пропорция

Впрочем, главным показателем для многих среди огромного перечня социальных гарантий остается все-таки уровень заработной платы. Президент Владимир Путин неоднократно говорил о необходимости жесткой привязки роста зарплат к производительности труда, однако правительство предполагает осуществить это повсеместно только к 2010 году. «Мы единственная крупная компания, которая поставила рост заработной платы в зависимость от роста производительности труда, – отмечает старший вице-президент ОАО «РЖД» Борис Лапидус. – Такую политику мы начали проводить с 2003 года, а в 2004 году полностью вышли на этот уровень». Между тем несоблюдение этого принципа другими экономическими субъектами привело к тому, что в 2006 году ОАО «РЖД» начало терять позиции в рейтинге средних зарплат, переместившись с шестой на 7 – 8-ю позиции.

Тем не менее повышение зарплат остается заботой компании. В апреле была внедрена новая система, которая предусматривала повышение минимального размера оплаты труда до законодательно установленного прожиточного минимума (3,5 тыс. руб.) и значительное увеличение гарантированной (тарифной) части зарплаты у всех категорий работников компании. Повышение реальной зарплаты в среднем составило 10%.

В январе 2008 года начнется второй этап внедрения новой системы: компания отойдет от единой тарифной сетки (ТС). Для рабочих, например, предусмотрены четыре ТС, по которым доля тарифных ставок в зарплате увеличится с 34 до 53%. Отдельная ТС разработана для рабочих локомотивных бригад – у них тарифная составляющая в зарплате поднимется до 55 – 80%, кроме того, для этой категории предусмотрены повышенные коэффициенты, призванные мотивировать сотрудников.

В целом, как ожидают в ОАО «РЖД», реализация политики компании в области совершенствования оплаты труда должна привести к тому, что к 2030 году средняя заработная плата работников РЖД будет превышать общероссийский уровень в 1,7 раза.


Уникальное предложение

Еще одна масштабная кампания ОАО «РЖД» – решение жилищных проблем своих работников. Жилищная политика подразделяется на два направления. Первое – создание специализированного жилищного фонда компании для технологических потребностей за счет инвестпрограммы. В 2004 – 2009 годах в бюджете компании предусмотрено более 20 млрд руб. на строительство и приобретение 13 тыс. жилых помещений.

Второе направление – создание условий для приобретения работниками ОАО «РЖД» жилья в собственность. В этом случае компания оказывает финансовую помощь семьям железнодорожников в виде субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам.

За четыре года порядка 15 тыс. железнодорожников при финансовой поддержке ОАО «РЖД» улучшили свои жилищные условия. А не так давно правление ОАО «РЖД» приняло положительное решение по инвестированию адресной программы до 2010 года, и к этому сроку работники компании получат еще не менее 800 тыс. кв. м жилья.


На здоровье

Наиболее востребованная как непосредственно работниками, так и в целом компанией часть социальной сферы – здравоохранение. В РЖД 256 больниц и поликлиник.

В начале 90-х годов из средств федерального бюджета медики МПС получали более 80% финансирования. Отрасль добавляла около 10%, остальное учреждения зарабатывали, оказывая платные услуги территориальному населению.

Сегодня из федерального бюджета негосударственные учреждения здравоохранения (НУЗ) ОАО «РЖД» не получают ни рубля. В консолидированном бюджете департамента здравоохранения компании, а это более 13 млрд руб., львиную долю составляют средства компании.

«Железнодорожное здравоохранение пока единственное в стране перешло на страховые принципы работы, – говорит вице-президент ОАО «РЖД» Олег Атьков. – Так мы откликнулись на поручение президента страны, озвученное в Послании Федеральному Собранию, о необходимости такой работы. У нас выстроена и уже эффективно работает новая экономическая система, при которой мы финансируем не число больничных коек и не количество специалистов, работающих в больницах, а конкретные пролеченные случаи. Благодаря корпоративной системе здравоохранения, основная задача которой выявить предболезнь работника и вовремя предоставить ему курс реабилитации, уровень заболеваемости работников РЖД с временной утратой трудоспособности ниже среднероссийских показателей».

Кроме того, как отмечает вице-президент, в лечебных учреждениях компании применяются современные медицинские технологии, которые по отдельным направлениям являются передовыми в мировой практике. Это крупнейшая в мире телемедицинская сеть, передвижные консультативно-диагностические центры, или, как их окрестили, поликлиники на колесах, автоматизированная система предрейсовых осмотров и так далее.

«К сожалению, именно в таком социально напряженном в настоящий момент направлении, как здравоохранение, наши ресурсы предпочитают «не замечать». Зачастую наши больницы и поликлиники в регионах неправомерно исключают из системы обязательного медстрахования. В ряде регионов из-за политики властей мы вынуждены работать по более низким тарифам, чем муниципальные учреждения. Железнодорожное здравоохранение не было включено в нацпроект «Здоровье». Только благодаря активному вмешательству президента компании Правительство РФ приняло решение задействовать ресурсы нашей системы здравоохранения в реализации этого проекта», – перечисляет проблемные точки Олег Атьков.

Тем не менее у компании нет желания отказаться от собственной медицины. А резервы для повышения ее эффективности руководство видит в использовании НУЗами современных технологий, развитии профилактической и восстановительной медицины, оптимизации схем лечения.

«В новых экономических условиях у нас складывается совершенно иной подход к понятию «койко-день». Вместе с больными мы будем выстраивать оптимальные программы лечения, чтобы эти люди проходили этапы пребывания в стационарах в минимальные сроки. Кроме того, в лечебной практике мы отдаем и будем отдавать приоритет современным технологиям, которые востребованы сегодня во всем мире. В этом году мы открыли центр сердечно-сосудистой хирургии в Ростовской дорожной больнице, а также нейрохирургический центр в Новосибирске. В следующем году мы рассчитываем оснастить его уникальной технологией, которая позволит бескровным образом лечить опухоли головного мозга и некоторых других внутренних органов. Экономически нецелесообразно в каждой отделенческой или дорожной больнице открывать такие специализированные центры. Поэтому далее мы пойдем по пути создания таких центров на базе междорожной и межрегиональной кооперации».

P.S. РЖД не зря называют государством в государстве. Такой обширной социальной инфраструктурой сегодня не обладает ни одна отечественная компания – частная или государственная. Мы не останавливались подробно на других, не менее важных аспектах социальной политики компании: охране труда и экологической безопасности, культурно-массовой и спортивной работе, рабочем снабжении и обеспечении товарами и услугами, проведении летних оздоровительных кампаний, оказании материальной помощи ветеранам отрасли, благотворительной и спонсорской деятельности, негосударственном пенсионном обеспечении, социальной поддержке пострадавших от несчастных случаев на производстве. Все они направлены на обеспечение достойного уровня и качества жизни работников компании, что в конечном итоге приводит к эффективной деятельности ОАО «РЖД» в целом.

Справка «Гудка»
    К социальной сфере РЖД относятся учреждения здравоохранения и оздоровительные комплексы, детские сады и школы-интернаты, детские лагеря, дома культуры, дворцы спорта и стадионы, жилищный фонд и так далее.
    Кроме того, к соцсфере можно отнести и структуры, созданные для социальной поддержки как нынешних работников компании, так и тех, кто уже вышел на заслуженный отдых, – НПФ «Благосостояние», Благотворительный фонд «Почет», РФСО «Локомотив».
    В целом социальная сфера охватывает, кроме 1,3 млн работников, еще порядка 4 млн членов их семей и пенсионеров компании.
    Сегодня общая сумма социального пакета ОАО «РЖД» равняется 80 млрд руб. В пересчете на каждого работника ежегодная помощь от компании составляет 30 тыс. руб, на пенсионера – 5,9 тыс. руб.


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31