28 июля 2021 06:46

Два экватора путей

100 тыс. км прошел по Юго-Восточной магистрали Виктор Бочарников, пока дорогу ему не перешел Чубайс

100 тыс. км прошел по Юго-Восточной магистрали Виктор Бочарников, пока дорогу ему не перешел Чубайс. «Я обвалился вместе с рублем, в 1998 году», – шутит Виктор Иванович, рассказывая о том, как закончилась его карьера путейца.
100 тыс. км прошел по Юго-Восточной магистрали Виктор Бочарников, пока дорогу ему не перешел Чубайс

Виктор Бочарников направил Чубайса по неправильному пути, за что и сошел с дистанции
«Я обвалился вместе с рублем, в 1998 году», – шутит Виктор Иванович, рассказывая о том, как закончилась его карьера путейца.

Тогда 49-летний начальник дистанции пути на Мичуринском отделении ЮВЖД дал команду пустить поезд по неправильному пути.

«Ребята дефект обнаружили, а связи не было. Вот и пришлось пустить поезд по неправильному пути. Это было ЧП. А в этом поезде как раз Чубайс ехал. В общем, мне выговор объявили. Я написал заявление с просьбой перевести в замы по кадрам. Вот у автолюбителя две радости: когда он покупает машину и когда ее продает. Так и у начальника дистанции пути – тоже две радости: когда он становится ПЧ и когда уходит с должности».

Это сейчас Виктор Иванович шутит, рассказывая о своей железнодорожной жизни длиной в 46 лет 8 месяцев и 21 день, а тогда ему явно было не до смеха. Все-таки вся она вдоль железнодорожных путей, хоть в прямом, хоть в переносном смысле, строилась. Он и рассказывает о ней, принимая гостей в доме, который построил собственными руками, а со станции Грязи доносятся сигналы локомотивов.

Родился он в 39-м. В 41-м отец ушел на войну, и мальчик больше никогда его не увидел. Их, детей, на руках у матери осталось трое. Так или иначе, но Витя Бочарников школу окончил, хотя, учась в старших классах, до школы приходилось добираться за 20 км. Поначалу попытался стать военным, однако подвело здоровье – в училище юношу не приняли.

Следующая попытка – курсы бухгалтеров. Но и здесь неудача. Экзамены сдал на «отлично», но на собеседовании разволновался и не «раскрылся» приемной комиссии косноязычный парнишка.

«А тут, – вспоминает Виктор Иванович, – в наше село сосед приехал – железнодорожник. Он и говорит: поезжай в Лиски, в железнодорожное училище, там принимают детей фронтовиков. Ну я и поехал. Хотел, конечно, как и все пацаны, стать помощником машиниста, но место нашлось только на специальности «мастер по ремонту пути». После окончания «колесной академии» – у нас так все железнодорожное училище в Лисках называли – попал на станцию Грязи Юго-Восточной дороги, в дистанцию пути».

Работал, отслужил в армии, вернулся на дорогу, женился, получил диплом инженера путей сообщения, вырастил двух сыновей...

«У нас в семье все железнодорожники, – говорит Виктор Иванович, – и жена Алла Ивановна, и оба сына. В общей сложности на всех лет 130 железнодорожного стажа наберется».

А еще он подсчитал, сколько километров прошел пешком по путям за время своей работы: получилось что-то около 100 тыс.

Долгая дорога длиной в два с половиной экватора – на таком пути с человеком случается много разных историй. Таких историй Виктор Иванович знает много.

Так, например, в августе 1974 года нетрезвый тракторист бросил на переезде застрявший скрепер вместе с такой махиной, как К-700. Пассажирский поезд не успел сбросить скорость – в предрассветных сумерках машинисты поздно разглядели препятствие. Опрокинулись три вагона. К счастью, никто не погиб. В том же поезде, в багажном вагоне, ехала женщина с ребенком в коляске: кто-то, нарушив все заперты, посадил ее туда.

«И что удивительно, – восклицает Виктор Иванович, – во время столкновения ребенок даже не проснулся. А женщина с собой везла еще и корзину яиц. Так ни одно из них не разбилось. Вот как бывает».

Еще одна история, которую Бочарников рассказал «Гудку», – ремонтно-строительная.

Зимой 1994 года, когда морозы были под 30 градусов, железнодорожники ремонтировали мост через реку Битюг. Мало того что холодно, так еще и настроения никакого не было – в стране происходит что-то не совсем понятное, отрасль катится в неизвестность, не платят зарплату... И выясняется, что мост, оказывается, был построен в 1924 году. И все призадумались: если 70 лет назад, в голод и разруху, наши путейцы этот мост поставили и он столько простоял, то, стало быть, и мы должны мост подправить так, как надо. Отремонтировали на совесть.

Свои истории Виктор Иванович с удовольствием рассказывает молодым работникам магистрали, которые частенько захаживают к бывшему начальнику, а ныне – пенсионеру с почти сорокалетним железнодорожным стажем.

Вячеслав Запорожец
Воронеж
Фото автора


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31