25 июля 2021 15:56

Широта кругозора

Александр Головкин, заместитель генерального директора Федеральной пассажирской дирекции: «Федеральная пассажирская дирекция (ФПД) прилагает немало усилий по расширению спектра оказываемых пассажирам услуг и повышению их качества»
Александр Головкин, заместитель генерального директора Федеральной пассажирской дирекции
Федеральная пассажирская дирекция (ФПД) прилагает немало усилий по расширению спектра оказываемых пассажирам услуг и повышению их качества. В то же время задачи, которые поставил перед всеми железнодорожниками страны президент ОАО «РЖД» Владимир Иванович Якунин на железнодорожном съезде в октябре, требуют не останавливаться на достигнутом и создать пассажирскую компанию в составе ОАО «РЖД», соответствующую самым современным мировым стандартам. А для этого кадровики должны обеспечить железнодорожный транспорт высокопрофессиональными кадрами, способными к эффективному, производительному и творческому труду.

Что требует в первую очередь существенно повысить уровень подготовки специалистов и руководителей, расширить их профессиональный кругозор.

В связи с этим очень своевременной стала возможность на практике изучить зарубежный опыт коллег по управлению персоналом, появившаяся благодаря соглашению об обмене опытом, подписанному президентом ОАО «РЖД» и национальным обществом французских железных дорог «СНЦФ».

Ряд сотрудников ФПД, заместители начальников структурных подразделений ФПД по кадровым вопросам смогли на практике ознакомиться с ключевыми моментами кадровой политики в сфере пассажирских перевозок железных дорог Германии и Франции.
Интересным решением железных дорог Германии в сфере управления персоналом, на наш взгляд, является их собственное кадровое агентство по трудоустройству персонала. В середине 90-х годов отрасль переживала нелегкие времена. Произошло слияние железных дорог ФРГ и ГДР, и за 10 лет численность работников «Немецких железных дорог» (DB AG) была сокращена более чем на 400 тыс. человек.

Однако благодаря оперативным действиям вышеупомянутого агентства из транспорта ушли всего 335 человек. Остальные были устроены на вновь создаваемые места в предприятия, выполняющие функции, не относящиеся к основной деятельности DB AG, либо в смежные транспортные организации. Надо сказать, что немецкие железнодорожники не ограничиваются предоставлением населению только профильного вида услуг. DB AG имеет в том числе и 14-тысячный парк собственных автобусов для предоставления пассажирам полного спектра транспортных услуг.

На агентство возложены задачи консультации и подбора места сокращенному работнику, переобучения новой профессии, поиска специалистов для предприятий DB AG, исследования рынка труда и создания новых рабочих мест.

В среднем одномоментно в его базе данных находятся около 2 тыс. человек, которым за время «простоя» выплачивается компенсация. Следовательно, агентство заинтересовано найти им рабочее место как можно быстрее. Также оно оказывает платные услуги по трудоустройству сторонним организациям, что приносит дополнительный доход.

Считаю, что этот опыт полезно было бы использовать и на российских железных дорогах. Особенно в рамках нынешнего процесса выделения и создания дочерних обществ и других структурных подразделений, чтобы своевременно перемещать высвободившиеся рабочие руки туда, где это действительно необходимо.

Французские железнодорожники продемонстрировали высококлассную систему психологической оценки персонала. Благодаря поддержке руководства департамента управления персоналом ОАО «РЖД» несколько рабочих мест для применения подобной программы с использованием компьютерного тестирования было установлено в ФПД в текущем году, и мы активно ее используем. Причем методика проведения психологического тестирования в ФПД, я считаю, более совершенна. В этой области мы идем впереди германских коллег, которые не уделяют этому столь пристального внимания в силу объективных причин, связанных с масштабным сокращением персонала.

Следует отметить, что на Французских железных дорогах иная система дисциплинарных наказаний, учитывающая большое влияние профсоюзов на трудовые отношения. Очень хорошо налажена система менеджмента качества.

Считаю, что поездка в значительной мере обогатила опыт работников ФПД. В настоящее время полученная информация анализируется, и то, что может быть использовано в российских условиях, будет оформлено в качестве предложений для руководства компании. Считаю, что российским и зарубежным железнодорожникам нужно взаимно изучать опыт работы с персоналом, так как подобное взаимодействие выгодно для обеих сторон.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31