06 декабря 2021 02:49

Демократия с паспортом

У избирателей появляются новые возможности, а у политиков – право на ошибку в квартирном вопросе

На предстоящих выборах в Госдуму РФ многое будет впервые. Например, 2 декабря российские пассажиры первый раз в отечественной истории смогут по открепительному удостоверению проголосовать... на вокзалах и узловых станциях, где стоянка поезда превышает 15 минут.
У избирателей появляются новые возможности, а у политиков – право на ошибку в квартирном вопросе

Владимир Чуров, председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
На предстоящих выборах в Госдуму РФ многое будет впервые. Например, 2 декабря российские пассажиры первый раз в отечественной истории смогут по открепительному удостоверению проголосовать... на вокзалах и узловых станциях, где стоянка поезда превышает 15 минут. Об этом Центризбирком РФ достиг соглашения с РЖД.

– Владимир Евгеньевич, как вы считаете, изменения в избирательном законодательстве, принятые накануне выборов в Госдуму, усложнили жизнь кандидатам в депутаты или упростили?
– На мой взгляд, требования к участникам гонки стали значительно мягче. Раньше партиям не позволялось вносить уточнения и дополнения в приносимые в Центризбирком документы. Эти бумаги просто рассматривали, и при нахождении несоответствий партия снималась с дистанции. На этот раз регистрация проходила в несколько этапов. На стадии предварительной сверки списков выявлялись ошибки, и было дано достаточно времени для того, чтобы внести необходимые уточнения и дополнения. Этот процесс занял почти два месяца.
Послабление вышло и каждому конкретному кандидату. Теперь он не исключается из списка за неправильно указанное имущество. Может быть, именно поэтому многие отнеслись к этой процедуре несколько легкомысленно: в среднем по 70% кандидатов из каждого партийного списка допустили ошибки, описывая свою собственность. Причем не только в сторону уменьшения благосостояния. Мы впервые столкнулись с тем, что кандидаты приписывали себе лишние машины и квартиры, которые юридически им не принадлежат. Правда, крупных расхождений было не много – полторы сотни на 4600 кандидатов. Самая распространенная ошибка – округление площади квартир при том, что проверяющая машина считает десятые доли квадратного метра. А ужесточение правил произошло только одно: процент брака среди принесенных подписей не может превышать 5%.

– Партии сдали в ЦИК по 200 тыс. подписей в свою поддержку, но эксперты комиссии проверяли на достоверность лишь часть из них. Не провоцирует ли эта законодательная норма упреки в адрес Центризбиркома?
– Я опишу процедуру. В присутствии уполномоченного представителя от проверяемой партии из всех папок с подписями, собранными за эту партию, случайным образом выбираются несколько, содержащих 20% подписей – 40 тыс. Это – так называемая первая выборка. Если в ней недостоверных подписей менее 5% – все в порядке. Изучать остальные папки нет необходимости, партия допущена до выборов. Если брака больше 5% – берется вторая выборка, в объеме 15% – 30 тыс. подписей. Если брак превышает 5% и после изучения 70 тыс. подписей, партия снимается с выборов. Потому что изучено больше трети всего числа подписей, и выборка вполне репрезентативна.
Изучение листов экспертами происходит опять же в присутствии представителей партии. А после того, как графологи дают заключение, партия пытается реабилитировать буквально каждый забракованный автограф, и отчасти это удается. Приведу такой пример: нотариус допустил ошибку в паспортных данных уполномоченного сборщика подписей, но партия смогла добиться того, чтобы подписи избирателей, собранные этим человеком, были признаны действительными.

Пассажиры поездов смогут проголосовать прямо в пути
– Партии, сошедшие с дистанции из-за того, что брак превысил 5%, обратились в Верховный суд. Если судьи встанут на их сторону, они успеют попасть в избирательные бюллетени?
– Да. Закон обязывает рассмотреть заявления партий в первоочередном порядке. Окончательное решение будет вынесено не позднее чем за 2 недели до выборов, этого времени хватит, чтобы скорректировать бюллетени.

– Много ли кандидатов в депутаты было исключено из списков, по каким причинам?
– Основных причин две – непогашенная и неснятая судимость и наличие второго гражданства либо отсутствие российского. Замечу, Центризбирком сам не снимает кандидатов, а может обратиться с таким ходатайством в Верховный суд. Но пока еще ни один претендент не был отстранен таким образом. До сих пор все кандидаты исключались из партийных списков либо по собственному заявлению, либо решением своей партии.

– Как вы оцениваете предвыборную агитацию: она чище, чем во время выборов в Госдуму четырехлетней давности?
– Реальная подготовка к выборам 2 декабря началась еще в единый день голосования в октябре 2006-го, продолжилась на весенних региональных выборах. Так что выводы уже можно сделать: к сентябрю нарушений правил агитации стало гораздо меньше.

– С чем связан такой прогресс?
– Во-первых, с переходом на пропорциональную систему формирования Госдумы. У партий появилась солидарная ответственность за действия всех кандидатов. Во-вторых, реальная борьба с противоправной агитацией ведется и правоохранительными органами, и избирательными комиссиями. Но и сами политики стали более корректными. Политика в России повзрослела, партии повзрослели. У нас вообще-то уже взрослая демократия. Даже если считать от первых выборов в Госдуму в 1993 году, то ей 14 лет. В таком возрасте люди паспорт получают.

– Сколько международных наблюдателей будет на выборах 2 декабря, они мешают работать или помогают избирательным комиссиям?
– Они помогают не только работе комиссий, но прежде всего выработке международных стандартов выборов. Я считаю, что наше избирательное законодательство – одно из лучших в Европе. Оно вобрало в себя позитивный опыт всех развитых демократий, государств как Западной, так и Восточной Европы. Этому способствовала возможность выслушивать мнения наблюдателей и самим посещать выборы в других странах. Только за последнее время я посетил выборы во Франции, Польше, на Украине и в Казахстане. В декабре мы ожидаем от 300 до 400 наблюдателей. Мы пригласили представителей ОБСЕ, Совета Европы, Северного совета, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, наблюдателей из всех стран СНГ, Великобритании, Франции, Иордании, Польши, Венгрии и других государств.

– Есть кто-то, кто попросился понаблюдать, а ЦИК отказал?
– Нет.

– В декабре не всегда хочется выходить на улицу. Когда появится возможность проголосовать через Интернет?
– К сожалению, глобальная сеть – такое пространство, в котором трудно сберечь тайну голосования. Это главная преграда. Кроме того, трудно убедиться в том, что голосовал настоящий избиратель, который сделал самостоятельный, осознанный выбор. У нас нет гарантии, что при волеизъявлении через сеть один человек не нажмет на клавишу за десятерых своих знакомых и родственников. Но голосование через Интернет – тема, которую мы предлагаем международному сообществу избиркомов рассмотреть в самое ближайшее время. Можно ли создать международные нормативы Интернет-голосования и реально ли в принципе обеспечить демократические выборы через сеть – эти вопросы предстоит решать сообща.

– Какие новшества ЦИК предложит избирателю по сравнению с прошлыми кампаниями?
– Мы достигли соглашения с РЖД о том, что 2 декабря пассажиры смогут проголосовать по открепительному удостоверению на вокзалах и узловых станциях, где стоянка поезда превышает 15 минут. Это очень важно потому, что наша страна живет на колесах, ежедневно миллионы людей находятся в пути, в поездах. ОАО «РЖД» предоставит в безвозмездное пользование участковым избирательным комиссиям на вокзалах помещения, мебель, средства связи, чтобы любой командированный смог принять участие в волеизъявлении. В поездах будет транслироваться информация, на какой станции можно проголосовать. О том, что появилась возможность отдать свой голос в пути, пассажирам будут сообщать еще при покупке билета в железнодорожных кассах. В 10 субъектах Федерации уже созданы 23 таких избирательных участка, а остальные откроются за 5 дней до начала голосования.

– Что лично вы хотели бы изменить в нашем избирательном законодательстве?
– Мне представляется, что необходим закон о системе избирательных комиссий в Российской Федерации. Сегодня система взаимоотношений Центризбиркома с комиссиями в регионах недоработана. Ну, например, ЦИК предлагает кандидатуру председателя комиссии. Областная или республиканская комиссия может с ней не согласиться, но и выбрать председателя вопреки нашей рекомендации не имеет права. Дальше идут территориальные избирательные комиссии (ТИК) и избирательные комиссии муниципальных образований (ИКМО). Последние занимаются исключительно муниципальными выборами и пока вообще никак не встроены в систему избиркомов. Там, где власть субъекта Федерации сильна и богата, на ТИК пытаются возложить еще и полномочия муниципальных комиссий. А где сильны муниципальные образования – наоборот, ИКМО претендуют на права ТИК. Все это приводит к таким интересным ситуациям, как на выборах в Красноярске. Там существует городская комиссия с хорошим помещением, оборудованием, обученным персоналом, но в подготовке и проведении выборов в законодательное собрание Красноярского края она формально участвовать не имеет права. Вот эти вопросы и требуют законодательного урегулирования – нужно выстроить вертикаль. С горизонталью, на которую эта вертикаль будет опираться.

– ЦИК будет выходить в Федеральное Собрание с этой и другими законодательными инициативами?
– А у нас нет права законодательной инициативы. Однако уникальность Центризбиркома в том, что мы – единственный государственный орган, обобщающий и анализирующий правоприменительную практику в области выборов. Мы эту обобщенную информацию передаем в палаты парламента, в правительство и администрацию президента. Естественно, они могут сделать соответствующие выводы.

– Следом за думскими выборами стартует кампания по избранию президента. Как вы считаете, быть главой государства – удел представителя элит или любой россиянин, простой рабочий, зарабатывающий, допустим, 20 тыс. в месяц, имеет возможность выдвинуть свою кандидатуру?
– Ответ на вопрос, будут ли самовыдвиженцы, мы получим довольно скоро, потому что де-юре кампания по выборам президента Российской Федерации начнется еще до 2 декабря. Президентом может стать любой россиянин, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет, если он старше 35 лет и не имеет второго гражданства. Социальное и имущественное состояние не имеет значения – у нас сословного или имущественного ценза не существует. Залог на президентских выборах не предусмотрен, так что миллионером быть не обязательно. Правда, нужно собрать 2 млн подписей.

– Сталкивались ли лично вы или Центризбирком с давлением со стороны претендентов на власть?
– Давление оказывают участники избирательного процесса друг на друга, а не на ЦИК. Закон не позволяет на нас давить.

Беседовал Михаил Зубов


Справка «Гудка»


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30