27 октября 2021 21:50

Посчитай и властвуй

Работа на рынке перевозок невозможна без умения предвидеть

Работа на рынке перевозок невозможна без умения предвидеть

Олег Белый, директор Института проблем транспорта РАН
– Олег Викторович, какие проблемы формирования рынка транспортных услуг следует выделить и что следует предпринять для их решения?
– Концепция маркетинга транспортного рынка на основе потребностей клиентуры позволяет своевременно реагировать на изменение спроса и предоставлять новые услуги, повышать уровень существующих. Такой подход является качественно новым для отрасли.
Конъюнктура указывает на необходимость расширения видов деятельности железнодорожного транспорта, роста сферы дополнительных услуг. Рынки основных и дополнительных услуг должны быть органично увязаны между собой для их взаимного развития. При этом объемы быстро развивающихся дополнительных услуг должны способствовать увеличению объемов перевозок.
Решение проблем формирования рынка транспортных услуг требует проведения интенсивных научных исследований, включая создание и реализацию новых информационных технологий, разработку новых принципов оценки и снижения рисков. Такой подход позволит обеспечить соответствие мировым стандартам, что в целом значительно повысит уровень конкурентоспособности.

– Что можно сказать о проблемах в сфере совершенствования тарифной политики на транспорте?
– Негативные последствия железнодорожной тарифной политики оказали искажающее воздействие на экономику в целом и инвестиционные возможности отрасли в частности. В связи с созданием более выгодных условий перевозок через морские порты возникла нерационально выстроенная логистика железнодорожного транспорта и соответствующая инвестиционная политика в отношении строительства новых и модернизации действующих линий.
Кроме того, результатом тарифной политики стало перераспределение налоговых поступлений в бюджеты регионов. Понесли потери приграничные территории. НДС устанавливается по месту нахождения структурных единиц, а доходы между транзитными дорогами распределялись пропорционально фактическому грузообороту. При снижении объемов перевозок снижаются прибыль и НДС.
Либерализацию тарифов, способную создать благоприятные условия для развития всех видов транспорта, целесообразно проводить в условиях появления зрелых конкурентных сегментов рынка, а также после перехода на систему внутренних расчетов за перевозки, которая позволила бы определять провозную плату для организаций, владеющих только вагонным парком, локомотивами и локомотивными бригадами.

– Если говорить об использовании транзитного потенциала нашей страны, какие ключевые моменты здесь следует обозначить?
– Возрастающая конкуренция со стороны южных евро-азиатских маршрутов в обход России обусловливает необходимость использования транзитного потенциала железных дорог на направлениях «Восток – Запад», включая мощности Транссиба и БАМа, а также «Север – Юг» с выходом через порт Оля на Каспийское море в Иран, Индию, страны Персидского залива.
Изучение грузопотоков подтвердило перспективность развития порта Усть-Луга в Северо-Западном регионе, поскольку в рамках транзитного коридора «Север – Юг» совпадают стратегические интересы страны с потребностью экспортеров в новых транспортных направлениях. Недооцениваются возможности незамерзающего Мурманского морского порта, имеющего прямой выход в Мировой океан и расположенного ближе, чем порты Балтийского моря, к Северо-Американскому континенту.
Решение указанных проблем целесообразно строить на основе методологии формирования транспортных коридоров, развития форм и методов организации грузо- и пассажиропотоков таким образом, чтобы реализовать принципы «от двери до двери» и «точно в срок». Первоочередную роль в этих процессах должно сыграть формирование современной системы экспедирования по принципу «одного окна».

– С какими проблемами системы управления железнодорожным транспортом приходится сталкиваться на рынке?
– Уровень автоматизации процессов сбора, передачи, преобразования и обработки информации, а также поддержки принятия решений в системе управления всех уровней остается явно недостаточным и не обеспечивает возрастающие требования рынка. Имеет место определенная нестыковка функциональных подсистем, неполностью решены вопросы сопряжения, взаимодействия и поэтапной интеграции с системами управления других участников транспортно-технологического процесса.
В связи с этим важнейшей задачей развития системы управления железнодорожным транспортом является ее автоматизация на основе новых информационных технологий, которые должны охватывать основные компоненты функционирования единого комплекса взаимодействующих систем, обеспечивающих организационное, методическое, информационное, математическое, программное, техническое, лингвистическое обеспечение перевозочного процесса.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30