20 октября 2021 18:27

График без границ

Михаил Иванов, заведующий автоматизированным центром управления перевозками института информатизации, автоматизации и связи (ВНИИАС) ОАО «РЖД»: «Есть некоторое противоречие между естественно складывающимися грузопотоками и границами магистралей»
Есть некоторое противоречие между естественно складывающимися грузопотоками и границами магистралей
– Есть некоторое противоречие между естественно складывающимися грузопотоками и границами магистралей. Суть их в том, что границы создают административные барьеры, мешающие достижению максимального эффекта в организации перевозок.

Чтобы решить эту проблему, мы организовали масштабный эксперимент на полигоне Южно-Уральской дороги Челябинск – Рыбное. Этот участок располагает всеми особенностями, которые нужны для проверки качества нашей разработки: мощным грузопотоком, непарностью, сложным профилем, большим пассажирским движением. Наконец, это середина всей нашей сети.

Мы закрепили за полигоном подвижной состав и бригады. Локомотивы не уезжали за пределы полигона. Но зато они смогли работать сразу на трех магистралях – от зарождения до угасания потока.

Второй принцип – создание сквозного графика: проложили его нитки сразу по всему полигону. И такая идеология позволила сделать график законом. Мы связали воедино работу всех станций, всех диспетчеров, задали план работы. Все должны были отталкиваться не от внутренних показателей, а от задач, которые ставятся, исходя из общего графика.

График закладывался на пиковые параметры движения. Но в реальной ситуации компьютер делает следующее: ежесуточно он прогнозирует те объемы движения, которые будут на следующий день, и вырезает те нитки, которые останутся невостребованными. Если всегда планировать по максимуму, то это приведет к издержкам. Кроме того, это упрощает отношение с грузовладельцем – у нас есть возможность предложить им такую схему перевозок, когда у них будет полная ясность по срокам доставки, что снизит и их издержки, прежде всего складские.

Мы провозгласили принцип – работаем по готовности – и четко его соблюдали. Еще до начала смены прокладывали нитки графика и требовали строгого соблюдения расписания от каждого. Нам не нужно было, чтобы план перевыполнялся, – за это надо увольнять. Мы требовали его соблюдения.

Следующий момент – экономика. Когда построили вариант графика и запланировали на него ресурсы, посчитали плановые эксплуатационные затраты. Известно, сколько будет вагонов и локомотивов и во что обойдется их эксплуатация. Это дает следующее: возможность следить за издержками фактически в режиме онлайн, оценивать работу каждого по экономическим критериям.

Когда сделали сменно-суточный план, заложили вариант графика, сделали заказ-наряды диспетчеру на выполнение наших планов. То есть диспетчер фактически заключал контракт на выполнение определенного вида работ в строго оговоренном объеме и по строго очерченным параметрам. И в итоге мы получаем гармоничную работу всего полигона, а не только трудовые подвиги одной станции, которые потом приводят к заторам на соседних участках.

Дальше выдаются заказ-наряды на формирование поездов, местную работу, размеры движения, эксплуатируемый парк, ремонты – по согласованным планам. Кроме того, введена система отчета не посуточно, а посменно.

Затем все эти данные вводятся в компьютер, который работает по специально разработанной программе «Система контроля технологической дисциплины», которая показывает в режиме реального времени, где есть нарушение графика, где мы допускаем лишние издержки. Это активный контроль, сравнимый с тем, что уже давно внедрен в РАО «ЕЭС» и в «Газпроме».

Экономический эффект по экспериментальному участку от нашего новшества – 344 млн руб. в год с 2 тыс. км. Таким образом, если внедрить подобный подход на других основных полигонах, то мы только за счет соблюдения графика можем экономить в год до 4,5 млрд руб.


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30