30 ноября 2021 00:35

Молодежь на вес золота

Бизнес определил роль государства в своих отношениях с молодыми специалистами

В последние годы крупные компании добились заметных успехов в работе по привлечению молодежи. В ряде случаев корпоративные молодежные программы представляют собой мощные, долгосрочные и хорошо финансируемые проекты. Причем таких примеров становится все больше.
Бизнес определил роль государства в своих отношениях с молодыми специалистами

В конкуренции с государством

Бизнес готов начать диалог с государством о своих кадровых потребностях
В последние годы крупные компании добились заметных успехов в работе по привлечению молодежи. В ряде случаев корпоративные молодежные программы представляют собой мощные, долгосрочные и хорошо финансируемые проекты. Причем таких примеров становится все больше. О них говорили участники «круглого стола» «Молодежные программы – актуальная тенденция в корпоративной политике».

В отраслеобразующих компаниях, в частности в ОАО «РЖД», молодежными программами предусматривается не только гарантия стабильности, достойного социального обеспечения, но и повышение престижности той или иной профессиональной деятельности. Это, по мнению многих экспертов, одна из тех задач, решать которую должно государство, а не естественные монополии или бизнес-сообщества в той или иной области экономики.

На вопрос, почему государство не «рекламирует» перспективы работы в ведущих отраслях экономики, ответ прост. Как считает начальник отдела развития Благотворительного фонда Владимира Потанина Сергей Дрогаченко, причина кроется в том, что государство само выступает в качестве крупного работодателя.

«Госпредприятия испытывают те же кадровые проблемы, что и частные компании. Поэтому власти, видимо, стараются создать равные условия на этом поле. Если бизнес считает, что государство должно поддержать его в решении кадровых проблем, он должен подавать власти соответствующие сигналы», – считает Дрогаченко.

Парадоксальным признали участники «круглого стола» отсутствие федерального закона о молодежи.

«Необходимо закрепить на государственном уровне статус молодежи, но ни в коем случае не пытаться загнать всех в одну команду по типу комсомола. Это вызовет отторжение. Закон о молодежи мог бы определить общие характеристики этой группы населения и возможные социальные преференции. Таким образом, молодой человек, приходя в любую компанию, получал бы некие минимальные гарантии. А что предложить сверх этого – уже зависит от экономического состояния компании и ее желания привлекать молодые кадры», – уверен советник генерального директора Росэнергоатома по делам молодежи, культуры и спорта Олег Желтов.

Да и в целом ситуация выглядит парадоксальной, как отметили эксперты, когда компании создают свои нормативные акты, где определяют статус молодых специалистов. Как это, например, сделано в ОАО «РЖД». А на уровне федерального законодательства непонятно, кто относится к молодежи.

Шаги бизнеса навстречу молодым – ипотечные и «заточенные» под молодежь пенсионные программы – должны расцениваться государством как социально справедливые в борьбе за кадры
Между тем проект соответствующего закона может быть внесен на рассмотрение Госдумы уже в ближайшем месяце. Как сказала в одном интервью участник его разработки, депутат Александра Буратаева, он призван «узаконить уже запущенные в стране процессы молодежного строительства». В документе определены основные понятия: «молодежь», «молодая семья», «молодежная общественная организация», «молодые граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации», а также объединения молодежи – «совещательный орган», создаваемый решением органа государственной власти, и «орган молодежного самоуправления», создаваемый в вузе или на предприятии. Однако тогда же госпожа Буратаева высказывала опасение, что закон может оказаться декларативным.

Такие опасения были и у участников «круглого стола»: слишком уж спешат его внести накануне парламентских выборов, хотя многие положения документа нуждаются в более тщательной проработке.

«Важно, чтобы в стране появился настоящий закон о молодежи, который бы помог новому поколению чувствовать свой весомый статус в обществе и свои возможности», – полагает заместитель начальника департамента социального развития ОАО «РЖД» Татьяна Глазкова.

По ее словам, государству, заинтересованному в развитии ключевых отраслей, стоит принять необходимые для этого меры. «В свою очередь молодежь чувствительна к переменам, и ее ответной реакции долго ждать не придется», – уверена Татьяна Глазкова.


Партнерство с вузами

Особняком стоит проблема сотрудничества вузов и частного капитала. Вопросы взаимодействия бизнеса и системы высшего и среднего профобразования каждая компания решает по-своему. Вслед за пониманием того, что без такого взаимодействия бизнес рискует своим будущим, крупные и средние компании начинают диалог с властью, чтобы прийти к полноценному частно-государственному партнерству в области профессиональной подготовки кадров. Необходимость такого сотрудничества очевидна. По данным мониторинга экономики образования, который провели в 2006 году Высшая школа экономики и Росстат, работодателям приходится переучивать каждого пятого выпускника вуза.

Как правило, наиболее тесное и плодотворное сотрудничество компании имеют с профильными учебными заведениями. Впрочем, активное участие бизнеса требуется и при подготовке непрофильных специалистов. Одним из первых с предложением о сотрудничестве к непрофильным вузам обратилось ОАО «РЖД», заинтересованное в притоке молодых управленцев, юристов, экономистов и других специалистов.

«С железнодорожными вузами у нас заключены долгосрочные договоры, которые составляются на пять лет с ежегодным уточнением. А с этого года мы начали работать с непрофильными для нас учебными заведениями – Государственным университетом управления, Санкт-Петербургским государственным университетом, Российской экономической академией имени Плеханова, а также МГИМО и МГУ», – рассказал начальник отдела подготовки кадров департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Игорь Чирва. По его мнению, те образовательные программы и стандарты, которые разрабатываются сейчас в компании, могут стать новым эффективным механизмом сотрудничества с вузами, в том числе зарубежными.

При сотрудничестве с учебными заведениями не менее важно, по мнению экспертов, обращать внимание и на тех людей, которые готовят будущих специалистов для бизнеса, и предусматривать для них методы поощрения.

«Когда речь идет о подготовке кадров партнерскими вузами, нельзя забывать и о преподавателях, от которых в конечном итоге зависит качество профессиональной подготовки», – считает Сергей Дрогаченко.

Впрочем, заботу о качестве преподавательских кадров эксперты также относят к функциям государства, которые бизнесу сейчас приходится брать на себя. «Решать набор самых различных социальных вопросов помимо основного производства – это очень важно, но тот объем проблем, которым мы вынуждены заниматься, чрезмерно велик. Многое из этого должно отойти к государству», – полагает Олег Желтов. Бизнесу же должно оставаться, по его мнению, например, формирование лояльности молодежи, которое также требует массы усилий и ресурсов.


Честный диалог

В то же время прививать лояльность к компании надо еще до того, как молодой работник придет в нее работать – как раз на стадии обучения. Так, по мнению HR-менеджера компании IBS Елены Решетовой, самый лучший вариант привлечения свежих молодых кадров – это работа с вузами. «Так поступаем мы, когда проводим олимпиады, конкурсы, неформальные разговоры, «круглые столы». И при этом мы говорим молодым: вы замечательное поколение, очень умные, мобильные. Но! Вы абсолютно неадекватные, придя на производство с институтской скамьи и имея весьма смутные представления о работе. Я считаю, что всегда нужен такой вот честный разговор», – уверена Елена Решетова.

Без такого взаимопонимания и честности в отношениях молодежь не откликнется на инициативы бизнеса, считают эксперты. «Самый важный момент – это диалог с молодежью, доверительный, заинтересованный, неформальный диалог. Если его не будет, никакой системы с нынешней молодежью построить не удастся точно», – подчеркнул Олег Желтов.


Социальные бонусы

Несмотря на то что современная молодежь в целом предпочитает не задумываться о старости и отдаленных жизненных перспективах, все больше молодых людей пытаются заглядывать в будущее, когда приходят трудоустраиваться, и уже не испытывают прежнего доверия к государственной пенсионной системе. Не случайно в РЖД реализуется пенсионная программа, во многом ориентированная на то, чтобы мотивировать и удерживать в компании молодежь. По словам заместителя исполнительного директора НПФ «Благосостояние» Сергея Водопьянова, в ОАО «РЖД» порядка 40 тыс. специалистов моложе 30 лет уже являются участниками этой программы.

На привлечение молодежи направлена и жилищная программа железнодорожной компании: кроме обеспечения служебным жильем ряда специалистов, ОАО «РЖД» субсидирует процентную ставку по ипотечным кредитам молодым работникам.

По общему мнению участников «круглого стола», в ряде сфер без участия государства обойтись невозможно – это прежде всего образование, молодежная и информационная политика, а также законодательство.

Другие шаги бизнеса навстречу молодым, в частности ипотечное кредитование и «заточенные» под молодежь пенсионные программы, должны быть расценены властью как безусловно эффективные и социально справедливые в конкурентной борьбе за кадры. При этом интересы бизнеса и молодежи должны всегда иметь один вектор, который будет задавать именно молодежь.

В целом же бизнес готов выйти на конструктивный диалог с государством, в том числе и для того, чтобы передать ему функции, которые должны находиться в федеративном управлении.

Специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения отмечают, что корпоративная молодежная политика «является платформой пересечения интересов бизнеса и молодежи, значимость которой в будущем, несомненно, будет лишь возрастать».


Список участников
«Круглый стол» «Молодежные программы – актуальная тенденция в корпоративной политике»:

    Ананьева Татьяна Евгеньевна, директор по развитию, руководитель направления «Агентства Контакт»;

    Благовещенский Валентин Викторович, менеджер по развитию консалтинговой компании Human Profit;

    Верлина Юлия Евгеньевна, руководитель направления корпоративных исследований ВЦИОМ;

    Водопьянов Сергей Юрьевич, заместитель исполнительного директора НПФ «Благосостояние»;

    Вьюницкий Александр Владимирович, главный специалист департамента по взаимодействию с регионами и корпоративному развитию НПФ «Благосостояние»;

    Глазкова Татьяна Игоревна, заместитель начальника департамента социального развития ОАО «РЖД»;

    Дрогаченко Сергей Александрович, начальник отдела проектов Благотворительного фонда В.Потанина;

    Желтов Олег Николаевич, советник генерального директора по делам молодежи, культуре и спорту концерна «Росэнергоатом»;

    Згурская Ольга Альбертовна, директор по персоналу факторинговой компании Eurokommerz;

    Каминский Денис Семенович, партнер кадрового агентства FutureToday;

    Награльян Антон Александрович, помощник президента ОАО «РЖД» по вопросам молодежной политики;

    Решетова Елена Николаевна, HR-менеджер консалтинговой и ИТ-компании IBS;

    Субботкина Татьяна Анатольевна, директор Молодежной школы бизнеса;

    Сухотина Ксения Анатольевна, генеральный директор консалтинговой компании Human Profit;

    Чирва Игорь Петрович, начальник отдела подготовки кадров департамента управления персоналом ОАО «РЖД»;

    Шалаев Николай Валерьевич, директор Московского филиала лизинговой компании «АНКОР»;

    Янина Марина Вячеславовна, директор по взаимодействию с органами государственной власти «М-Видео».

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30