25 июля 2021 05:59

Китайский транзит

Погранпереход Гродеково будет задействован соседями для внутренней транспортировки контейнеров

Харбинская (Китай) и Дальневосточная железные дороги договорились о транзите контейнерных грузов через погранпереход Гродеково – Суйфэньхэ. Подписанное соглашение предусматривает доставку китайских товаров с севера на юг КНР через порт Владивосток.
Погранпереход Гродеково будет задействован соседями для внутренней транспортировки контейнеров

На станции Гродеково все службы готовы к увеличению транзитного китайского грузопотока
Харбинская (Китай) и Дальневосточная железные дороги договорились о транзите контейнерных грузов через погранпереход Гродеково – Суйфэньхэ. Подписанное соглашение предусматривает доставку китайских товаров с севера на юг КНР через порт Владивосток.

Устойчивый рост российско-китайского товарообмена сказывается на увеличении железнодорожных перевозок между странами. Так, если в 2002 году через погранпереход Гродеково – Суйфэньхэ было перевезено чуть более 5 млн тонн грузов, то к концу текущего года прогнозируемый грузооборот здесь составит не менее 9 млн тонн.

По данным службы международных связей ДВЖД, в общем грузообороте узла превалируют экспортные грузы, доля которых в первом полугодии составляла 96%. Основной объем приходится на древесину (83%) и удобрения (15%). Китай же в Россию транспортирует главным образом строительные материалы (50%), фрукты и овощи (35%).

Между тем в ближайшее время ожидается значительное увеличение импорта. По словам начальника Дальневосточной магистрали Михаила Заиченко, от китайской стороны поступило предложение по организации через погранпереход транзитных контейнерных перевозок из северной части Китая на юг.

В конце октября в Суйфэньхэ прошла встреча представителей Дальневосточной и Харбинской дорог. Стороны отметили, что существующий объем перевозок контейнеров через пункт пропуска Гродеково крайне мал. Его доля в китайском импорте – всего 0,1%. Для того чтобы исправить ситуацию и привлечь новых клиентов, уже в сентябре ДВЖД совместно с экспедиторской фирмой ООО «Владивостоквнештранс» и китайской транспортной компанией Huashen пустили пробный поезд для транзитных китайских грузов. Он вышел из города Муданьцзян и, миновав границу, пришел в порт Владивосток, где контейнеры перегрузили на китайские суда, следовавшие до Шанхая. Еще одна экспериментальная отправка поезда с 80 контейнерами по этому маршруту состоится в ноябре.

«Пробная перевозка доказала свою эффективность. Мы договорились, что с декабря 2007 года в данном направлении будет курсировать по два поезда в месяц», – сообщил начальник службы международных связей ДВЖД Игорь Мельников.

Заместитель генерального директора ООО «Владивостоквнештранс» Виктор Попов заявил «Гудку», что на первом этапе планируется перевозить до 400 контейнеров ежемесячно. «Увеличение может быть, но все будет зависеть от пропускной способности участка Гродеково – Владивосток, на его прохождение даются всего сутки», – сказал он.

В управлении ДВЖД отмечают, что для устойчивого обеспечения возрастающего объема перевозок между Россией и Китаем ведутся работы по усилению перерабатывающей способности пограничного железнодорожного узла. Так, на участке Гродеково – госграница был закончен капитальный ремонт совмещенного пути колеи 1435 мм и 1520 мм (соответственно китайский и российский стандарты) протяженностью 21 км с укладкой на железобетонные шпалы. Это позволило увеличить скорость движения передаточных поездов с 25 до 40 км/ч. На участке введены в эксплуатацию трехсекционные тепловозы, в результате масса поезда увеличилась с 1900 до 3200 тонн.

Для сокращения простоя поездов упрощены процедуры таможенного оформления грузов и перемещения их через границу. Внедрено электронное декларирование, при котором время оформления таможенной документации сокращено с трех суток до двух часов.

Перспективы роста контейнерных транзитных перевозок уже определены: китайцы приступили к строительству в Муданьцзяне терминала мощностью 50 тыс. TEU (20-футовых контейнеров). Предусматривается, что отсюда пойдет контейнеропоток через порты Приморья в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и на юг Китая. Сам Муданьцзян является крупным промышленным центром юго-восточной части провинции Хэйлунцзян.

«Для китайской стороны этот маршрут выгоден. Дело в том, что на севере КНР имеются однопутные участки, которые лимитируют пропускную способность, – рассказал «Гудку» Михаил Заиченко. – Как мне сообщил начальник Харбинской железной дороги, из-за этого они не осваивают реальный грузопоток, принимая до 60% от всех заявок».

Кроме того, по словам Игоря Мельникова, на встрече в Суйфэньхэ российская сторона предложила изучить вопрос перевозок цемента с муданьцзянского завода в западные регионы России контейнерами парка ОАО «ТрансКонтейнер». Также прорабатывается вопрос еженедельного курсирования контейнерного поезда из Харбина до Хабаровска.

«Можно сказать, что достигнутые договоренности с китайскими коллегами имеют историческое значение. Ведь прежде контейнеры практически не шли через переход Суйфэньхэ – Гродеково», – подчеркнул руководитель службы международных связей ДВЖД.

Павел Усов,
соб. корр. «Гудка»
Хабаровск


Справка «Гудка»
    На развитие Гродековского узла и подходов к нему с 2000 года ОАО «РЖД» выделило более 800 млн руб. С российской стороны выполнена электрификация участков между станциями Уссурийск, Уссурийск-2, Дубининский. Удлинены приемо-отправочные пути на станциях Уссурийск-2, Пржевальск, Гродеково-1, Сосновая Падь и Рассыпная Падь. Совместно с пограничными и таможенными органами внедрена автоматизированная система управления погранпереходом, организован электронный документооборот, что обеспечило возможность увеличения количества отправляемых в Китай поездов до 12 в сутки против 9 в прошлом году.

    С китайской стороны в 2001 – 2004 годах проведена реконструкция станции Суйфэньхэ, в которую инвестировано более $90 млн. На станции Суйфэньхэ-1 выполнена перешивка десяти приемо-отправочных путей колеи 1435 мм и 1520 мм вместо трех существовавших. Построена станция Суйфэньхэ-2 с перегрузочными фронтами, на которых установлено 17 козловых кранов. Это позволило увеличить перегруз российских вагонов в 2006 году до 450 в сутки.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31