03 декабря 2021 08:20

Навигация в море знаний

Исполнилось 75 лет системе научно-технической информации отечественных железных дорог

История отраслевой системы НТИ ведет отсчет с 5 ноября 1932 года, когда в Москве был открыт Дом техники Народного комиссариата путей сообщения. Сегодня ведущими звеньями этой системы являются дорожные центры научно-технической информации (ДЦНТИ).
Исполнилось 75 лет системе научно-технической информации отечественных железных дорог

Михаил Лельчук, начальник информационного отдела Октябрьской дороги
История отраслевой системы НТИ ведет отсчет с 5 ноября 1932 года, когда в Москве был открыт Дом техники Народного комиссариата путей сообщения. Сегодня ведущими звеньями этой системы являются дорожные центры научно-технической информации (ДЦНТИ).

– Какие функции возложены на ваш центр?
– Дорожный центр научно-технической информации Октябрьской магистрали – один из крупнейших на сети. Его модель, складывавшаяся в течение нескольких десятилетий, на наш взгляд, вполне отвечает масштабам и потребностям дороги. В ДЦНТИ сейчас объединены Инженерный центр дороги, Центральный дорожный музей с прекрасной экспозицией, расположенной под открытым небом, Дорожная научно-техническая библиотека с филиалами. Кроме того, у нас есть два вагона: первый в стране вагон-музей, с 1984 года работающий на станциях и полустанках старейшей магистрали, и вагон технической пропаганды, в котором проводятся учебные занятия: чтение лекций, демонстрация учебных видеофильмов, тестирование на компьютерах.
Одно из приоритетных направлений нашей деятельности – обобщение и распространение созданных в структурных подразделениях дороги новых технических разработок и технологий, передового производственного опыта, научно-технических достижений. Именно из информационных источников, формируемых работниками НТИ на базе творческого опыта, заимствуются технические новшества. Их внедрение приносит линейным предприятиям экономический эффект, позволяет улучшить условия работы, повысить производительность труда и безопасность движения. Благодаря нашей деятельности только за первые шесть месяцев 2007 года на предприятиях дороги внедрено 582 новшества с экономическим эффектом 15,4 млн руб.

Дни информации на линии позволяют повысить техническую грамотность специалистов
– Как вы организуете поиск и распространение технической информации?
– В своевременном, полном и оперативном обеспечении руководителей и специалистов необходимой информацией большую роль играет автоматизированная система «Навигатор +», которая незаменима при поиске материалов, влияющих на формирование технической политики, требующейся для определения перспектив развития подразделений дороги, внедрения достижений науки, техники и передового производственного опыта. В базе данных этой системы сейчас находится около 220 000 документов, ежемесячно она пополняется еще 1500 материалами. Сотрудники ДЦНТИ постоянно обслуживают 330 абонентов, отвечая более чем на 2000 запросов в год. Результаты поиска информации по постоянно действующим запросам мы направляем абонентам системы один раз в месяц по электронной почте.
Еще одно направление работы – кинопропаганда. Видеогруппа нашего центра снимает учебные фильмы и ролики о технических новинках, о жизни производственных коллективов. Еженедельно на канале «Петербург» в эфир выходит программа «Железная дорога», в которой в течение восьми минут демонстрируют сюжеты о важнейших событиях деятельности Октябрьской магистрали, подготовленные нашими сотрудниками.
Издательский отдел ДЦНТИ практически для всех служб и подразделений дороги на современном оборудовании выпускает плакаты, схемы, открытки, буклеты. Мы изготавливаем стенды, передвижные выставки, готовим презентации для проведения технико-экономических советов, конференций и других мероприятий.

– А как можно получить информацию, подготовленную центром?
– Прежде всего на официальном сайте Октябрьской железной дороги в отраслевой сети Интернет. В разделе «Информация» помещен весь перечень информационных листков о передовом опыте, выпущенных ДЦНТИ в 2001 – 2007 годах. Тематические подборки «Безопасность движения», «Охрана труда на железнодорожном транспорте» актуальны для всех работников транспорта. Разделы сайта «Энергосбережение», «Высокоскоростное движение» ежемесячно обновляются. Ежеквартально в разделе «Рационализация» мы помещаем перечни рационализаторских предложений сетевого значения, поступившие с предприятий дороги. Нормативно-методические материалы, конспекты для проведения занятий, размещенные на сайте, служат пособиями в ходе технической учебы специалистов дороги. Мы даем информацию о работе Инженерного центра дороги, о мероприятиях, подготовленных дорожным музеем, о новых поступлениях в дорожную библиотеку и т.д. Например, сотрудники ДЦНТИ, работавшие на международной выставке «Российский промышленник-2007», составили список предприятий и фирм, обратившихся в адрес Октябрьской дороги с деловыми предложениями.
В разделе «Перечни новшеств сетевого значения, заимствованных из информационных источников» главные инженеры и специалисты всех структурных подразделений Октябрьской дороги могут найти для внедрения на своих предприятиях наиболее эффективные новшества и новшества, призванные обеспечивать безопасность движения.
Кроме того, мы печатаем бюллетени о научно-технических разработках и внедряемых новшествах, распространяя их в дальнейшем среди сотрудников дороги. Словом, стараемся делать все возможное для постоянного улучшения работы всех звеньев старейшей магистрали сети.

Беседовал Андрей Стрельцов
Фото автора


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30