21 октября 2021 01:06

Спасение тоннеля

Старейший на ДВЖД Лагар-Аульский тоннель избавили от разрушающего действия воды

Полностью закончить реконструкцию объекта ООО «Бамтоннельстрой» планирует в 2009 году. Участок ДВЖД между станциями Архара и Бира пересечен отрогами Малого Хинганского хребта. Сквозь горный хребет проходят пять тоннелей: Рачинский, Тарманчуканский, Облученский, Казачий и Лагар-Аульский.
Старейший на ДВЖД Лагар-Аульский тоннель избавили от разрушающего действия воды

Механизированная опалубка для возведения постоянных стен и свода тоннеля была смонтирована в июне этого года
Полностью закончить реконструкцию объекта ООО «Бамтоннельстрой» планирует в 2009 году.

Участок ДВЖД между станциями Архара и Бира пересечен отрогами Малого Хинганского хребта. Сквозь горный хребет проходят пять тоннелей: Рачинский, Тарманчуканский, Облученский, Казачий и Лагар-Аульский. Последний за почти век службы пришел в аварийное состояние, чем существенно ограничил пропускную способность Транссиба.

За время эксплуатации стены Лагар-Аульского тоннеля сильно деформировались, а осадка свода в отдельных местах достигала полуметра и более. Кроме того, по всей длине стены были обводнены, причем зачастую так обильно, что при минусовых температурах образовывались наледи.

В конце 1970-х при электрификации участка Архара – Хабаровск Лагар-Аульский тоннель реконструировали под габарит «С». Была разобрана каменная отделка стен, полущитами выработана горная порода и смонтированы новые стены, уже из сборных железобетонных блоков. Но с 1985 года в тоннеле опять начались работы по усилению стен металлическими арками и глубинными анкерами. За блоки нагнетался бетонный раствор.

Однако это не решило проблем: пока ремонтировали одни участки, проблемы возникали на других. И в 2000 году для удержания деформированных стен на протяжении нескольких сотен метров было выполнено временное крепление из металлических стоек. Из-за этого треть тоннеля перестала отвечать параметру «С» – поезда с крупногабаритными грузами были вынуждены следовать в обход Транссиба по БАМу.

Начать капитальный ремонт аварийного сооружения смогли после ввода в эксплуатацию летом 2006 года нового Лагар-Аульского тоннеля. Движение по старому прекратили, и уже осенью началась его реконструкция.

Как рассказали «Гудку» в руководстве подрядчика работ – ООО «Тоннельный отряд №12 – Бамтоннельстрой», технология реконструкции была разработана исключительно для этого тоннеля и ранее в России не применялась. Сначала был демонтирован путь и вырезан старый балласт. Для усиления стен устанавливались арки, которые анкерами крепились к своду и стенам тоннеля. После этого набиралась опалубка и производилось нагнетание бетона.

Вслед за бетонированием стойки арок наращивались балками, а устаревшие металлические подпорки ликвидировались. Так, в наиболее аварийных местах была усилена почти треть тоннеля.

Проведена гидроизоляция стен и свода. Тем самым предотвращено губительное для конструкций действие воды, которая при переходе в лед увеличивается на 1/11 своего объема.

В июне 2007 года уже была смонтирована механизированная опалубка для возведения постоянных стен и свода. Начата доработка на проектную глубину основания тоннеля.

По словам гендиректора ООО «Тоннельный отряд №12 – Бамтоннельстрой» Игоря Галия, реконструкционные работы идут по графику. Сейчас ведется доработка откосов как по восточному, так и по западному порталам. Помимо этого, по западному входу в тоннель уже построена вся система дренажей. В планах следующего года – замена обоих порталов, находящихся в аварийном состоянии.

Завершить реконструкцию тоннеля отряд «Бамтоннельстроя» планирует в июне 2009 года. После этого останется уложить рельсошпальную решетку, смонтировать устройства СЦБ, связи и контактную электросеть.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30