27 октября 2021 05:44

Шеститысячники идут в гору

Увеличение грузопереработки Находкинского транспортного узла требует пуска поездов-тяжеловесов

Увеличение грузопереработки Находкинского транспортного узла требует пуска поездов-тяжеловесов

На направлении Уссурийск – Находка ДВЖД завершились комплексные испытания по вождению грузовых поездов массой 6,3 тыс. тонн. На основе полученных данных будут разработаны рекомендации по вводу в постоянное обращение тяжеловесных поездов на одном из самых сложных участков сети РЖД.

Пока массовая норма поезда не превышает здесь 5,5 тыс. тонн. Поэтому грузовые шеститысячники, приходящие на ДВЖД с других дорог, приходится переформировывать. На это только в прошлом году магистраль потратила около 50 млн руб.
Ожидая прогнозируемого роста грузопотока в адрес Находкинского узла, увеличение веса поездов становится актуальным для дороги. Без них ДВЖД рискует не справиться с ростом поставок угля в порт Восточный (до 27 млн тонн в год) и сырой нефти по трубопроводу ВСТО в район разъезда Хмыловский (до 15 млн тонн в год).

Поэтому и было принято решение о проведении экспериментального вождения тяжеловесов.

В ходе испытаний было выполнено не менее пяти поездок. Согласно сценарию эксперимента в голове и хвосте поезда расположены по четыре секции электровоза 2ЭС5К «Ермак». В составе одного из опытных поездов – тормозоиспытательный и динамометрический вагоны.

Как рассказали в службе технической политики ДВЖД, при проведении испытаний проводились наблюдение и контроль за состоянием верхнего строения пути в кривых малого радиуса, устройств сигнализации, централизации, блокировки, а также самого тягового состава.

«Важно знать и как работают устройства тягового электроснабжения на подстанциях, питающих участки со сложным профилем пути. Если сейчас у нас на этом участке интервал проследования между поездами весом 5,5 тыс. тонн около получаса, то в данном эксперименте мы отправляли три поезда повышенной массы с интервалом 17 – 19 минут. Планируется, что такая интенсивность движения появится, когда Находкинский узел выйдет на переработку 50 млн тонн грузов в год», – пояснил ситуацию замначальника службы технической политики Максим Приходько.

Результаты эксперимента будут проанализированы учеными Дальневосточного университета путей сообщения. Окончательные выводы и рекомендации дорога направит руководству ОАО «РЖД». Но уже сейчас ясно, что сценарий развития портовых мощностей потребует значительных вливаний в реконструкцию лимитирующих участков линии Уссурийск – Находка для увеличения провозных способностей.

По словам первого замначальника ДВЖД Алексея Гладилина, по рассматриваемому направлению необходимый объем инвестиций составляет 14,5 млрд руб., из которых отраслевыми департаментами ОАО «РЖД» предусмотрено в краткосрочной инвестиционной программе 2007 – 2009 годов выделение 4,5 млрд руб.

Эксперимент по пропуску шеститысячников на линии Уссурийск – Угловая – Смоляниново – Находка, которая проходит через множество перевалов, проводится не в первый раз. Так, в начале 2006 года был рассмотрен предложенный специалистами ВНИИЖТа метод распределенной тяги для вождения поезда весом 6 тыс. тонн по схеме: четырехсекционный электровоз ВЛ80 в голове, трехсекционный электровоз ВЛ80 во второй трети поезда. Однако он был признан экономически нецелесообразным, из-за «разрыва» поезда увеличивалась маневровая работа по станции Уссурийск. Расходы дороги в данном случае вырастали бы до 250 млн руб. в год.

Однако тогда был решен вопрос об использовании локомотивов нового поколения 2ЭС5К. В октябре того же года на Владивостокском отделении успешно прошли испытания «Ермака» по вождению поездов массой 6300 тонн. ОАО «РЖД» приняло решение о поставках на Дальний Восток машин новой серии. До конца этого года парк локомотивного депо Смоляниново будет насчитывать порядка 30 двух- и трехсекционных электровозов.

Справка «Гудка»
    171-километровая ветка Угловая – Смоляниново – Находка характеризуется наиболее сложным планом и профилем. Так, протяженность кривых малого радиуса от 300 до 250 м составляет почти 40 км (23%), от 249 до 200 м – 15,8 км (9,2%); протяженность участков пути с уклонами от 15 до 25 тысячных – 78 км (26%), круче 25 тысячных – 7,6 км (2,5%).
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30