05 декабря 2021 01:25

Железнодорожный староста

Михаил Иванович Карманов и в 80 лет не сидит без дела

Михаил Иванович Карманов и в 80 лет не сидит без дела. Познакомились мы с Михаилом Кармановым лет пять назад в мотрисе, следовавшей по среднесибирскому ходу. Начальник Западно-Сибирской магистрали Александр Целько представил мне Михаила Ивановича коротко: «Мой учитель».
Михаил Иванович Карманов и в 80 лет не сидит без дела

Идея создания в Карасуке памятника покорителям целинных земель и строителям Среднесибирской магистрали принадлежит Михаилу Карманову
Познакомились мы с Михаилом Кармановым лет пять назад в мотрисе, следовавшей по среднесибирскому ходу. Начальник Западно-Сибирской магистрали Александр Целько представил мне Михаила Ивановича коротко: «Мой учитель».

Мы пожали друг другу руки, и они тут же заговорили о состоянии пути на участке, по которому проезжали. А я принялся размышлять о том, что же побудило человека, прямо скажем, в возрасте в хмурый рассветный час оказаться за 150 км от дома, в толчее железнодорожного начальства, неизбежно сопровождающего руководителя магистрали во время его осмотра линии…

Тогда на объезде дороги Карманов оказался не случайно – являясь советником начальника ЗСЖД, он пристально следит за работой магистрали, которой отдал большую часть своей жизни.

На Славгородское (позже – Карасукское) отделение Михаил Иванович был направлен во время начала освоения целинных земель. С 1955 года работал на строительстве линии Карасук – Камень-на-Оби. Это был обычный для целинных направлений однопутный тупиковый участок четвертой категории. Но уже через два года эта линия стала участком будущего среднесибирского хода, который, пройдя по районам массового освоения целинных земель, должен был параллельно Транссибу, но в обход Новосибирска, Омска и Челябинска связать Кузбасс с индустриальными районами Южного Урала и Поволжья. И Карманов оказался в центре событий, связанных со строительством и освоением новой трассы.

«Железнодорожная сеть к перевозкам целинного урожая оказалась не готова, – вспоминает Михаил Иванович свои первые впечатления: кругом выгоревшая степь, путь ужасен, концы многих шпал задрались кверху, изломы в местах креплений к рельсам. Из-за песчаных выплесков во время прохода поезда вокруг него образовывалась пылевая завеса. Стрелочные переводы устаревших марок, изношенные. Скорости движения поездов – ограниченные. Во время одной из поездок на целину чуть было не сошел с рельсов поезд первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева».

В 1955 году началось строительство линии Карасук – Камень-на-Оби, однопутной, тупиковой, четвертой категории, обычной для целинных направлений. Но уже через два года она стала участком будущего среднесибирского хода. Пройдя по районам массового освоения целинных земель, среднесибирский ход должен был параллельно Транссибу, в обход Новосибирска, Омска и Челябинска, связать Кузбасс с индустриальными районами Южного Урала и Поволжья. И Карманов оказался в центре событий, связанных со строительством и освоением новой трассы.

«Кого хватало, так это представителей и уполномоченных разного уровня. Дело было поставлено так, что каждый представитель имел свой станционный путь и никто другой не имел права его занять. Скажем, начальник службы движения Омской дороги, будучи «на прорыве» в Славгороде, имел свой путь, начальник одного из отделений Московской дороги, также командированный «на целину», – свой. Дежурные по станции в таких условиях не выдерживали. И как-то дежурный Барсуков, человек очень крепкий физически, находясь в крайнем возбуждении от такой обстановки, выскочил на крыльцо и дико закричал: «С ума схожу!» Потребовалось медицинское вмешательство. А вот люди, действительно осваивающие новые станции и разъезды, не претендовали на «персональные пути», – рассказывает о специфике тогдашней работы Михаил Карманов.

По этому поводу ветеран рассказывает следующую историю:
«Чтобы как-то поправить дело с перевозками зерна целинного урожая, повысить пропускную способность однопутной дороги, было решено срочно построить два разъезда на 114-м и 151-м км, как говорится, на ровном месте. Для обслуживающего персонала были сняты с колес западноевропейские крытые вагоны, врыты в грунт и для тепла присыпаны землей, печи были взяты из съемного воинского оборудования. Таким же образом устроили жилье. И жили, работали два года. В молодой семье Штоколовых даже родился первенец – девочка Нина. И начальник дороги по нашему предложению утвердил название разъезда – «Ниночка».

Именно Карманову принадлежит идея создания в Карасуке памятника покорителям целинных земель и строителям Среднесибирской магистрали. Конечно же, им стал трудяга-паровоз. Михаил Иванович сам выбрал место для его установки, причем очень удачно: в скверике у нового вокзала, рядом с пассажирским перроном. Застыл паровоз у главных путей, словно притормозил залить воды и заправиться угольком.

25 лет Михаил Иванович Карманов был первым заместителем начальника Карасукского отделения, воспитал целую плеяду известных на сети командиров транспорта.

В их числе – и нынешний начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Целько.
«В юном дежурном по станции мне однажды удалось разглядеть задатки талантливого командира, – вспоминает Михаил Иванович. – Уходя на пенсию, я передал Целько ключи от кабинета первого заместителя начальника Карасукского отделения дороги».

В Карасуке советника начальника ЗСЖД Михаила Ивановича Карманова называют железнодорожным старостой. И не только ветераны, помнящие его «при власти», но и люди молодые.

Карасукское отделение дороги упразднено 13 лет назад. Омск же, где находятся руководство и территориальный комитет профсоюза, даже по сибирским меркам очень далеко. Есть, разумеется, на этом крупном транспортном узле наделенная необходимыми полномочиями власть, но в случаях, когда необходимо принять неординарное решение, люди обращаются к своему старосте.
«Со мной люди говорят откровенно, – не скрывает удовлетворения Карманов, – мы общаемся на одном языке».

Не так давно локомотивщики пожаловались на машинистов-инструкторов: по поводу и без повода те лишают экипажи премии. Не успела бригада принять локомотив, работающий «на кольцо», люди даже в кабину не поднялись, а машинист-инструктор уже тут как тут с наказанием, за которым большей частью какие-нибудь «гаражные» разборки кроются.
«Приходит ко мне Карманов, – рассказывает начальник локомотивного депо Карасук Виктор Иванов, – спрашивает: ты как людей наказываешь – скопом или индивидуально? А если разбираешься с каждым, почему допускаешь пристрастное к ним отношение?»

Случай вроде бы частный, но он вывел на большую проблему: отсутствие резерва машинистов-инструкторов. Годы, когда объемы перевозок падали, когда прием на работу был ограничен, создали разрыв между опытными машинистами, которых остается все меньше, и начинающими. И дело, по мнению Михаила Ивановича, не только в мастерстве. Традиции уходят, считает он. Ликвидировать «кадровую яму», по его словам, призваны машинисты-инструкторы, командиры колонн.

Локомотивное депо в Карасуке, мощное, с большим парком электровозов и магистральных тепловозов, разделилось на ремонтное и эксплуатационное предприятия чуть более года назад. В каждое дорогой вложены многие миллионы, оттого и выглядят как с иголочки.

«Меняются технические устройства, – замечает главный ревизор по безопасности движения Омского отделения Виктор Лемихов, – а отношения между руководителем и коллективом остаются. Молодежь на командных постах всюду, инженеры технику знают, а с людьми работать – учиться да учиться надо! Опыт и советы Михаила Ивановича помогают. Умело он «разруливает» и непростые взаимоотношения между ремонтниками и эксплуатационниками».

Взял Карманов под контроль и сотрудничество депо с профтехучилищем, готовящим помощников машинистов. Оно, хоть и вышло из железнодорожного ведомства, без внимания дороги не осталось. Через пару лет, после завершения строительства второго моста через Обь, объемы движения по Средсибу возрастут до 100 – 110 пар поездов. Поэтому нужно ежегодно обкатывать как минимум 130 помощников.

«80 лет – не помеха далеко смотреть в будущее», – считает Михаил Иванович. Советник начальника дороги с присущими ему упорством и дотошностью выполняет поставленную перед ним задачу.

… Мы с Михаилом Ивановичем пьем чай в его доме на улице Транспортной, в котором он живет уже 46 лет, и я пытаюсь разговорить его, узнать, как строятся его отношения с начальником дороги. И деловые, и человеческие, ведь знакомы они без малого 30 лет.

«Спасибо Александру Витальевичу за то, что продлил мою активную жизнь на дороге, это помогает преодолевать связанные с возрастом невзгоды, – говорит Михаил Иванович. – Счастлив, что мой опыт востребован и я причастен к созидательной работе. А главное – вижу, что начальник дороги прислушивается к моим советам. Порой говорит: «А кто еще мне обо всем расскажет?»

Александр Шамов,
соб. корр. «Гудка»
Новосибирск
Фото автора


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30