27 ноября 2021 02:22

Понять инвестиции

Евгений Копеин, генеральный директор ОАО «Синара – транспортные машины»
Я достаточно глубоко изучил «Стратегию» и в целом оцениваю ее положительно, как и то, что такой документ вообще появился. Ведь он предоставляет большие перспективы для компаний транспортного машиностроения. В преамбуле «Стратегии» есть цифры, указывающие на катастрофическое состояние подвижного и тягового состава, на отставание в применении современных технических решений, на безумную дороговизну стоимости жизненного цикла состава. Все это, с одной стороны, констатация фактов, с другой – мощный импульс для машиностроителей, в частности для нас. А наша компания делает достаточно серьезные шаги для того, чтобы занять авторитетное место в производстве локомотивов. Системные недостатки, которые сложились в связке «российские железные дороги – транспортное машиностроение», необходимо не просто устранять, а быстро устранять.

«Стратегия» дает нам прекрасные шансы развиваться, расти, потому что обнадеживает нас, прогнозируя устойчивый спрос на нашу продукцию. И это в свою очередь дает нам возможность инвестировать. Мы фактически первая частная компания, которая строит новый завод по производству магистральных электровозов. В таких проектах мы, конечно, должны понимать целесообразность наших инвестиций.

На железнодорожном съезде президент «РЖД» Владимир Якунин привел цифры, которые прокомментировал президент России Владимир Путин, о низкой рентабельности. Это достаточно сложная ситуация для транспортников. И она неизбежно проецируется на работу наших компаний. Мы ведь тоже взаимодействуем в этой системе координат, где, с одной стороны, есть тарифы, зарегулированные правительством, а с другой стороны, есть никем не скоординированный рост цен на энергоносители, на металл, главным образом на цветной, в общем, на то, из чего состоит локомотив. И конечно, для инвесторов, тем более портфельных, транспортное машиностроение из-за низкой рентабельности не является привлекательным. Необходимо эту ситуацию изменить в лучшую сторону.

Самое главное то, что «Стратегия» – это попытка заглянуть за достаточно большой горизонт планирования. Тем более в ней учтены те динамические процессы, которые происходят в российской и мировой экономике, а также ожидаемые демографические глобальные сдвиги. Серьезных недостатков в этом документе я не вижу. Может быть, есть минус в принятых допущениях.

Надо сказать, что наша компания принимала участие в разработке и обсуждении «Стратегии» еще до ее внесения в правительство. Мы озвучивали и свои предложения. А именно, поднимали вопрос о механизмах и инструментах государственной поддержки транспортного машиностроения. А самое главное – это поддержка тех процессов, которые связаны с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами. В преамбуле документа как раз идет речь об основных фондах, которые имеют большой недостаток – содержат технические решения 1970 – 1980 годов. Для того чтобы эту яму преодолеть, нам необходимо интенсифицировать этот процесс, вкладывать в развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок частные инвестиции. Мы предлагали задействовать такой механизм инвестирования, как государственно-частное партнерство, что, на наш взгляд, является эффективным методом работы.

В рамках «Стратегии» наша компания инвестировала порядка 500 млн руб. в разработку нового электровоза. Эта машина отвечает всем требованиям «Стратегии». Так, производительность этого локомотива выросла на 20 – 22% при ориентировочно заявленных в «Стратегии» 18%, а экономия электрической энергии потребления составляет порядка 12%. Что тоже превышает цифры, которые приводятся в документе. «Синара – Транспортные машины» намерена продолжать такое инвестирование.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30